Гештальт-терапия — что это такое и как работает, отзывы

О чувствах

Почувствовал чувство – вырази его! Итак, первое – гештальт учит нас тому, что надо выражать чувства! Да, конечно, на группе или в индивидуальной терапии, тренера и терапевты часто повторяют, «что ты сейчас чувствуешь?» «Вырази это, скажи об этом!». В результате возникает ощущение, что чувства, это некая самодостаточная ценность в гештальте и выражение ее должно сильно изменить мир к лучшему.

На самом деле, выражение чувств является не целью само по себе, а призвано:

  1.   улучшить ощущение собственных чувств клиента (если с этим проблемы);
  2.   улучшить коммуникацию при недостаточном предъявлении себя (только при недостаточном);
  3.   осознать потребность, стоящую за чувством.

Третье, по сути самое важное, поскольку бесконечные я злюсь на тебя, хоть и являются шагом вперед по сравнению с что-то у меня голова разболелась, но по сути столь же мало продвигают, если закономерный вопрос а чего хочешь? вызывает растерянную реакцию чувства предъявить…. Зачем? Так учили…

Снова о потребностях

Если я чего то хочу, то это что-то, чего мне не хватает! Действительно, мы выросли в стране дефицита, нехватки. И по инерции продолжаем, испытывая желание идентифицировать его как потребность в получении чего-то. И стремимся получать – больше любви, больше денег, больше успеха, больше внимания. В результате – ожирение, отвращение и обесценивание. Изредка вспоминают про потребность избавиться от чего-то. Я этого не хочу, мне это мешает, я хочу сделать, чтобы этого не было. В результате – спокойно, но как то скучно.

Так вот, на всякий случай, попробуйте еще третий вариант – кому то что-то дать, поделиться, создать, просто так, потому что вам этого хочется. Вдруг понравится?

Нужна ли гештальт-терапия

Главная задача терапевта – научить человека понимать собственные истинные чувства и желания, фиксировать основные эмоциональные процессы. Главная техника работы – это осознание, жизнь «здесь и сейчас»

Это помогает не заострять внимание на проблемах прошлого, а посмотреть на своё настоящее со стороны и начать действовать по-другому

Признаки назревающей проблемы

Психологи рекомендуют обращаться к профессионалам, если личность наблюдает за собой такое поведение:

  1. Детские воспоминания вызывают реальное чувство тоски, грусти и разочарования.
  2. Часто мысленно возвращаетесь к ситуации и расстраиваетесь, испытываете вину или стыд.
  3. Часто снятся сны с одним и тем же смыслом, напоминающие о чём-то из жизни.
  4. Систематично попадаются одинаковые партнёры, с которыми не складываются отношения.
  5. Все отношения часто заканчиваются одинаково печально.
  6. Без видимой причины особа испытывает раздражение и срывается на близких людях.
  7. Бывает, что личность испытывает неприязнь к малознакомому человеку.
  8. Часто допускаете одну и ту же ошибку, даже поняв, что так больше поступать нельзя.
  9. Высокая периодичность неприятных ощущений на физическом уровне при общении с определённым человеком (тошнота, боль в голове, головокружение). Это быстро исчезает.

Решение незакрытых вопросов способно улучшить жизнь, самоощущение, отношение к миру, а также наладить отношения с другими людьми. Это положительно сказывается на работе и саморазвитии, а потому необходимо научиться закрывать любой гештальт.

Идеи, законы, принципы

Ключевые идеи гештальтпсихологии

Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

  • Гештальт – это единица сознания, целостная образная структура.
  • Предметом гештальтпсихологии является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
  • Метод познания гештальтов — наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха –  ощущения слуха.
  • Зрительное восприятие – ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
  • Мышление  — это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

Законы гештальтпсихологии

Закон фигуры и фона: фигуры воспринимаются человеком, как замкнутое целое, а вот фон, уже как нечто непрерывно простирающееся позади фигуры.

Закон транспозиции: психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение. Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия.

Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив.

Закон константности: все стремится к постоянству.

Закон близости тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве. Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы.

Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре): когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.

Принципы гештальта

Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Близость (все, что рядом, воспринимается вместе);
  • Схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе);
  • Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности);
  • Замкнутость (приобретение фигурой формы);
  • Смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое);
  • Общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).

Гештальт – качество

Термин «гештальт–качество» (нем. Gestaltqualität)  введен в психологическую науку Х.Эренфельсомдля обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания. Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому:

  • разные тональности одной и той же мелодии,
  • картины Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

Константы восприятия

Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза.

Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона.

Фигура и фон

Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект – фигуру, расположенный на фоне. Клетки головного мозга, получив визуальную информацию (взглянув на фигуру) дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон. Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию.

Макс Вертгеймер как основатель гештальтпсихологии

Основоположником гештальтпсихологии является немецкий психолог Макс Вертгеймер (15 апреля 1880 – 12 октября 1943). Родился он в Праге, учился там же в частных школах. Отец был директором бизнес-колледжа, мама занималась искусством. После школы он окончил Карловский университет и переехал в Германию. Там стал изучать философию и психологию. Его руководителем был Карл Штумпф. В 1904 году, после защиты диссертации на тему «Детектирование вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов» ему была присуждена степень доктора философии. Затем на протяжении нескольких лет Вертгеймер разрабатывал контроль свидетельских показаний, изучал пациентов с нарушением речи.

В 1912 г. он стал работать над проблемами психологии мышления и над формированием концепции решения задач и креативной мысли. Затем вышел его труд «Экспериментальные исследования восприятия движения». Именно с него началась история гештальтпсихологии. В работе Вертгеймер усомнился в бывалом понимании наличия отдельных элементов при восприятии окружающего.

Эксперименты заключались в том, что, используя специальные приборы (стробоскоп и тахиостоскоп), испытуемым предлагалось смотреть последовательно за двумя полосками (одна располагалась горизонтально, вторая вертикально или под наклоном) под разной скоростью смены. При коротком интервале линии воспринимались как данные одновременно. При быстром – последовательно. При оптимальном движении в 60 миллисекунд было видно, как одна линия сдвигается в позицию второй. Создавалось движение, словно настоящее.

Тем самым было объяснено, что при последовательном перемещении объекта создаётся восприятие непрерывного движения: «при возбуждении в мозгу определённого пункта «А» вокруг него создаётся зона, где также сказывается действие раздражителя. Если вскоре вслед за «А» возбуждается пункт «В», то между ними возникает короткое замыкание, и возбуждение передаётся из пункта «А» в пункт «В»» .

Такое явление получило название фи-феномен, обозначающий иллюзию перемещения с места на место двух поочерёдно включающихся источников света. Этот эксперимент доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений. А также он считал, что такие явления, как близость, сходство, замыкание и симметрия, воспринимаются, как правило, потому, что сознание навязывает ощущениям определённые организационные принципы.

После данной работы в 20-х годах в Берлине начала сформировываться Берлинская школа гештальтпсихологии. В этом направлении восприятия, мышления, потребностей стали мыслить М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер, К. Левин. В 1921 г. они выпустили новый журнал «Psychologische Forschung», в котором публиковали различные психологические статьи. Благодаря их работам происходит изменение мировой психологии. К таким работам можно отнести статьи Вертгеймера: «К учению о гештальте» (1921 г.) и «О гештальт-теории» (1925 г.).

После смерти, в 1945 г. была выпущена книга «Продуктивное мышление», над которой ученый работал почти двадцать лет. В этой работе было представлено единственное относительно полное изложение его теории. Вертгеймер хотел применить принципы гештальта к творческому мышлению людей, чтобы рассматривать одну и ту же проблему с разных сторон, то есть как поочерёдную смену гештальтов.

Он выступал против традиционной практики образования из-за постоянной зубрёжки. Его мнение было, что такой способ изучения не приведёт к хорошему пониманию и знанию материала. Лучшее понимание проблемы задачи и нахождения её решения возникнет, если отдельные детали рассматривать в связи с общей ситуацией. При решении проблемы необходимо двигаться от общего к частному.

Основная слабость логического подхода в изучении интеллекта, по его мнению, была в следующем: «Традиционная логика мало интересуется процессом поисков решения

Она концентрирует внимание скорее на вопросе правильности каждого шага доказательства»

Для исследователя гештальтпсихология была новой и эффективной формой психоанализа. Экспериментально изучая особенности зрительного восприятия, он доказал, что целое отличается от суммы его частей. Этот вывод стал основополагающим в гештальтпсихологии.  

Упражнения

Упражнений гештальт-терапии множество. Самыми действенными и ходовыми считаются следующие:

  • Здесь и теперь. Пациент раскрывает прошедшую ситуацию в настоящем моменте и фокусируется на своих эмоциях в данный момент. В данном упражнении можно использовать фантазию. Например, представлять себя на месте какого-либо человека, выдумывать нереальный образ и действия. Все это позволяет выявлять глубоко спрятанные внутри эмоции и предугадывать реакцию на те или иные события.
  • Сновидения. Именно сон является ключикам к нашим неосознанным и не пережитым чувствам. Во снах кроются потаенные желания, страхи и проблемы. Терапевт, разбирая по деталям сновидение, может раскрыть многие зажатости и страхи. Это в свою очередь влияет на самочувствие человека, так как неразрешенные ситуации становятся видны и понятны.
  • Телесный контакт. Опыт пациента рассматривается в его целостности. Здесь важны не только эмоции и выражения, но и жесты, мимика, физическая реакция на раздражители. С помощью обращения внимания на тело можно добиться установки взаимосвязи «мысль»-«слово»-«движение»-«действие». По этой цепочке специалист «читает» клиента и корректирует его реакции путем объяснений и примеров на практике.
  • Взаимодействие с окружающей средой. Терапевт устанавливает связь в группе не только в процессе диалога, но и путем обращения внимания его членов на поведение окружающего пространства. Это означает, что люди должны воспринимать себя не только как замкнутый субъект, но и ориентироваться на чувства и эмоции рядом находящихся.

Важно! В ходе работы психолог постоянно находится в поиске и применении тех упражнений, которые подходят конкретно под сложившуюся ситуацию. Если возникает необходимость коррекции, то специалист умело ее выполняет

Этапы гештальт-терапии

При проведении личных или групповых занятий гештальт-терапевт придерживается следующих этапов:

  • Присутствие рядом с пациентом.Соблюдение этого момента гарантирует важнейший эффект терапии – эффект исповеди. Проговаривание ключевых моментов фиксируется терапевтом, что позволяет ему принять решение о тех или иных корректирующих действиях.
  • Постоянная фокусировка на чувствах, эмоциях, желаниях и других эмоциях пациента с целью вхождения в его пространство. Это позволяет анализировать и принимать независимые решения, которые помогают наладить контакт пациента с самим собой.
  • Вопросы. При работе терапевт постоянно задает человеку наводящие и помогающие в восприятии своего внутреннего я вопросы. Вопросы должны быть без явных суждений и оценок, обладать четкостью и ясностью. Чем уверенней пациент будет отвечать и чем чаще повторять односложные предложения, тем выше эффект терапии.
  • Обратная связь. Осуществляется через реакцию терапевта на ответы и эмоции пациента. Это позволяет узнать о себе как самому человеку, так и психологу.

Примеры упражнений

Примерами упражнений могут служить следующие:

  1. «Горячий стул». Участники располагаются по кругу, а клиент садится посередине них. Его задача, рассказать о волнующих душу моментах. После окончания диалога другие участники выражают свои чувства и эмоции по отношению к услышанной ситуации. И так делает каждый из присутствующих на тренинге.
  2. «Челночное движение». Нагнетание интереса к персоне. При выражении чувств пациента, специалист делает акцент на совершенно не значимых вербальных и невербальных его проявлениях. Жесты, мимика, прикосновение к стулу и прочее. Таким образом, достигается перемещение волнующей ситуации на другие области бытия.
  3. «Круговой обход». Все участники должны выразить отношение и чувство к друг другу. За счет этого контакта выявляются скрытые и не проявленные вовремя потаенные эмоции.
  4. Понимание действительности. В настоящем моменте происходит осознование проработанных ранее ситуаций. Это помогает закрепить эффект прошлого и оставить конфликты за бортом психики.

В видео представленном ниже Психолог Николай Лу  рассказывает про гештальт-упражнение  «Контакт с любимым мужчиной! Психология Отношений»

Как закрыть гештальт

Для начала необходимо понять, что конкретно тебя тревожит. Твое подсознание само подскажет самый неприятный и незавершенный момент жизни. А дальше — выбери подходящий для себя вариант закрытия гештальта:

ЛОГИЧЕСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ

Высказать невысказанное, удовлетворить потребность. К сожалению, это не всегда возможно. Вместо этого ты можешь расписать ситуацию в дневнике и выразить свои мнения и чувства на бумаге. Тебе нужно проанализировать произошедшее, осознать ошибки как свои, так и твоего оппонента.

Затем сделай выводы о том, что предшествовало этой ситуации. Задай себе вопрос: как не поступать в дальнейшем? И главное — отпусти. Тебе подвластно только будущее, поэтому для его благополучия необходимо перестать растрачивать энергию на тревогу из-за прошлого. Там уже ничего не изменить.

ПРОРАБОТКА ПРОШЛОГО

Это прекрасный способ положить конец своим психологическим мучениям. В новых отношениях старайся избегать ошибок прошлых или вовремя уходи, если чувствуешь себя плохо. Например, во время конфликта или расставания с новым партнером постарайся отреагировать так, как хотелось сделать это в прошлом. Это поможет закрыть прошлый гештальт и не начать новый.

Советует психолог: 4 способа проработать гештальт

  1. Запиши все, что задевает тебя за живое, раздражает или бесит, и так сможешь найти незакрытый гештальт (и не один).
  2. Продумай, что тебе не нравится. Как ты могла бы поступить сейчас, чему эта ситуация тебя научила, какой опыт ты приобрела.
  3. После того, как ты получишь информацию о том, как могла бы идеально сложиться эта ситуация, погрузись в прошлое и проживи ее так, как хочешь. Работай день за днем, прорабатывай и не стремись сделать все с первого раза.
  4. Пересмотри свою жизнь, когда закроешь гештальт.

ОБРАЩЕНИЕ К ПСИХОТЕРАПЕВТУ

Помогает не только закрыть гештальты, которые оказывают негативное влияние на жизнь человека и его будущее, но и с помощью специалиста отыскать этот самый гештальт

Важно понимать, что невозможно закрыть абсолютно все гештальты, необходимо сделать акцент на наиболее эмоциональных


Unsplash

Как закрыть гештальт

Чаще всего людей беспокоят гештальты из отношений с родителями, но это необязательно. Незакрытые гештальты могу возникнуть в любой сфере: дружеские отношения, работа, любовь, учеба. Условие одно – незавершенная ситуация связана со значимой потребностью и сам человек, с которым связан гештальт, значим для вас.

Как закрыть гештальт? Для этого лучше обратиться к гештальт-терапевту (психологу), так как в процессе работы можно вспомнить такие детали, с которыми неподготовленному человеку будет сложно разобраться самостоятельно. Однако кое-что для закрытия гештальта можно сделать без посещения кабинета специалиста. Для упрощения работы разделите все актуальные волнующие ситуации на группы. Как правило, закрыв один гештальт из группы, человек автоматически закрывает все подобные гештальты.

Что дальше? Выбрать удобное время и место, уединиться. Да, как ни странно, для проработки гештальтов вам не нужны другие люди и уж тем более те, кто является «виновником». Да и не всегда есть возможность вернуться в незавершенные отношения или встретиться с конкретным человеком. Как же выразить все то, что накопилось и наболело?

Способы

Пошаговый план проработки гештальта:

Запишите то, что беспокоит, прямо сейчас. Это могут быть любые ситуации и люди, которые «бесят», «обижают», «раздражают» и т.д. Все, что прямо сейчас вспомните.
По пунктам распишите каждую из ситуаций. Максимально конкретизируйте, что вам не нравится. А что бы вы хотели изменить? Какой смысл эта ситуация имеет для вас, чему учит, что за опыт дает?
Проживите ситуацию по сценарию с вашей концовкой. Мысленно погрузитесь в эту ситуацию, но воспроизведите ее с таким развитием событий, которое вы бы хотели видеть (по описанному ранее плану). Мысленно скажите то, что хотели бы сказать, сделайте то, что хотели бы сделать, выразите все подавленные эмоции. Представьте желаемые вами действия, слова и реакции оппонента

Очень важно прочувствовать, а не просто проговорить. Вы должны реально прожить это.

Можете кричать и высказываться вслух, плакать. Можете придумать замену человеку, например, взять подушку и ударить ее, если это поможет вам, если именно это вы хотели бы сделать. В конце работы у вас не должно остаться ничего незавершенного.

После этого пересмотрите свое отношение к жизни в настоящем. Что вам дает новый опыт? Перечислите преимущества, которые эта тяжелая ноша дала вам. Например: «Благодаря гиперопеке родителей и благодаря тому, что они не пускали меня гулять, я выросла разносторонней личностью, у меня много увлечений и навыков, интересов».

Поначалу вам еще будут попадаться люди и ситуации из прошлого, но теперь прежде чем отреагировать привычным деструктивным способом, вы можете подумать, вспомнить эту проработку гештальта и изменить свою реакцию.

Существуют и другие способы, помогающие закрыть и завершить гештальт. Например, техника свободного письма. На бумаге вы пишете все, что хотели бы сказать конкретному человеку. Признания, эмоции, переживания – все, что хотите. Можете вообще не стесняться в выражениях. Не скрывайте свои чувства и говорите прямо. У письма обязательно должен быть адресат. После того, как напишете, перечитайте вслух, а потом уничтожьте письмо.

Обратите внимание! Если не удалось с первого раза отпустить прошлое, то повторите упражнение. Так и происходит проработка травм: человек снова и снова погружается в проблемную ситуацию, пока не станет равнодушен к ней.

Гештальт: как закрыть

Казалось бы, что закрыть гештальт очень просто, но это совсем не так. Сделать это самостоятельно достаточно сложно, если речь идёт о глубоких психологических проблемах. Своими силами можно закрыть небольшие незавершённые дела (гештальты): починить лампочку в доме, наконец-то закончить расхламление в гардеробе, дописать давно начатую статью. Другие методы:

  • высказать все недомолвки;
  • удовлетворить потребность;
  • проработать прошлое (если происходит аналогичная ситуация (действие или задача) с тем, что была в прошлом, нужно поступить так, как хотелось тогда, но не получилось по каким-то причинам);
  • обратиться к психотерапевту.

Часто невозможно закрыть гештальт с человеком лично, потому что это может быть уже умерший родственник или бывший партнёр, который точно не захочет встретиться. В таком случае ситуация проигрывается в смоделированной искусственно обстановке. Если особа понимает, что самостоятельно не справится, то она обязана обратиться к специалисту, работающему в направлении гештальт-терапии. Специалист не только поможет закрыть текущий гештальт, но ещё и отыщет его в закромах подсознания.

Гештальт: принцип «здесь-и-сейчас»

После выражения «незавершённый гештальт» выражение «здесь-и-сейчас» или «здесь-и-теперь» является вто­рым по популярности (и первым по значимости) в гештальт-терапии.

После того, как Вы поняли и осознали, что тормозит Ваш быстрый путь к светлому будущему (куча незавершён­ных гештальтов из прошлого), после того, как Вы закрыли эти незавершенные гештальты, настала пора жить здесь-и-сейчас.

А делать мы этого всё равно не умеем. И вот гештальт-терапия учит, как это делать.

Дело в том, что как говорит наука гештальт психология, человеку дан мозг, который может фантазировать, строить в уме воздушные замки — то, чего не может зверь… Но человек слишком увлекается этим фантазированием, считает психология, в ущерб реальной жизни в моменте «здесь-и-сейчас». Примерно гештальт, например, как обладатели интернета, компьютера и телевизора чересчур увлекаются социальными сетями, игрушками и щёлканьем по каналам…

Гештальт пытается вернуть человека из компаний в прошлом — в «сейчас». И из путешествий в будущее тоже воз­вращает. Особенно если эти мысли о будущем связаны только с негативом — со страхами и опасениями, зачастую надуманными и беспочвенными, к примеру.

А ещё есть такая болезнь, (она тоже проистекает от способности ума к планированию и абстрактному фантазиро­ванию), называется эта болезнь в психологии «невроз предвосхищения».

Это когда мы делаем одно дело, а думаем в этот момент о следующем деле, которое нам вскоре предстоит. А когда доходит дело до этого второго дела, мы уже начинаем думать о третьем.

Это свойство ума называется у психологов вообще и в гештальте в частности «болезнь канадских лесорубов», ко­торые (согласно шутке-анекдоту) в лесу говорят о женщинах, а будучи в постели с женщинами, говорят с ними … о лесе.

Узнать подробнее об этой проблеме Вы можете, прочитав нашу статью «Невроз предвосхищения».

Гештальт должен быть завершен!

Гештальт-терапия считает накопление незакрытых гештальтов одной из главных причин формирования неврозов. В числе прочего она занимается «починкой» механизмов контакта и устранении невротических препятствий к ним. В процессе гештальт-терапии мы заново переживаем прерванный гештальт, получая возможность закончить его, т е. избавиться от причин возникновения невроза.

Мой первый опыт работы в гештальт-группе так и остался самым ярким. Наверное, это отзвуки ошеломляющего ощущения «Работает!».

Обозначив проблему (необъяснимую физиологически тошноту), после рассказа придуманной мной сказки, я услышала первый звоночек – нежелание идти на работу и попытка скрыть это от переживавшей за меня бабушки. Потом был «пустой стул» – я вела диалог с воображаемой бабушкой. Началось все с внешнего «не могу рано вставать» и закончилось обвинениями в плохом отношении бабушки к моей маме. Высказать все это в действительности пожилому больному человеку я бы не смогла, а здесь выговорилась.

Прошло несколько сеансов, было принято решение сменить работу, тошнота больше не приходила. Если бы до участия в группе кто-то сказал, что плохое самочувствие связано с подавлением негатива в сторону бабушки, я бы его самого послала даже не к психологу, а сразу к психиатру.

Особо ценным оказалось то, что грамотный гештальт-терапевт в процессе не дает никаких советов и ни к чему не подталкивает. Его роль заключается в провокации, вызове реакций, а проигрыш ситуаций «здесь и сейчас», позволяет иначе взглянуть на себя, свои ощущения и переживания. Гештальт завершен, да здравствует гештальт!

Источник — журнал «Будь здорова»

Гештальт расклад: «Снимите это немедленно и двигайтесь дальше»

Одежда всё-таки вторична, а мысли – первичны. Одежда только отражает то, что живёт у нас в голове, об этом нам говорит психология в частности ее гештальт подраздел. У нас  в голове вполне могут жить ОЧЕНЬ СТАРЫЕ идеи, лозунги, потребности, мечты, ценности и желания. Именно они-то и не позволяют нам поменять причёску, гардероб и аксессуары. Именно благодаря внутренним СТАРЫМ идеям мы выглядим внешне как пугало (и так же может выглядеть наша квартира).

Худший и самый распространённый вариант развития событий или «Мама сказала, как лучше!»

Если человек застрял в СВОЁМ ЛИЧНОМ «раю» прошлого, то это ещё полбеды. Он будет похож на престарелого хиппана или на упоительно комичного «братка в малиновом пиджаке», как будто пришёл на карнавал.

Но чаще всего авторитарные родители, подавляющие своей непререкаемой харизмой собственных детей передают детям в качестве Программы свою эпоху незавершённых ими гештальтов. Иногда это тянется от авторитарной прабабушки к правнучке.

И тогда человек отстаёт уже не на десятилетие. С учетом гештальт психологии, уже в реальной жизни человек попросту выпадает из Реальности.

Потому что залезть в голову и доподлинно узнать: во что конкретно была «влюблена» прабабушка, чему мама верила и на что полагалась любимая первая учительница мы не можем, но вот выглядеть эклектичным чучелом, составленным из противоречивых, вышедших из моды, деталей, франкенштейном, вообще неприспособленным к живой современности – вполне могём…

Итак,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector