Причины возникновения речевых нарушений консультация по развитию речи

Дифференциальный диагноз

При умственной отсталости имеет место полное нарушение интеллекта, определяемое низким уровнем по интеллектуальным тестам во всех областях. Невербальные умственные способности и успехи детей в других областях при расстройстве развития экспрессивного языка находятся в пределах нормы.

При расстройстве развития рецептивного языка понимание языка (декодирование) значительно снижено по сравнению со средним ожидаемым для данного возраста уровнем, тогда как при расстройстве развития экспрессивного языка понимание языка остается на уровне нормы.

При первазивном расстройстве развития, кроме основных характеристик, отмечается отсутствие у больных детей внутреннего языка, символической или воображаемой игры, адекватного применения жестов, или способность поддерживать теплые и значимые социальные отношения. Напротив, все эти характеристики сохранны у детей с расстройством развития экспрессивного языка.

Дети с приобретенной афазией или дисфазией в более раннем возрасте обнаруживали нормальное развитие в языковой сфере, а нарушение в языке появилось после перенесенной травмы головы или других неврологических расстройств (например, припадки).

Дети с элективным мутизмом также вначале обнаруживали нормальное развитие языка, и их речь ограничивалась общением только с одним из окружающих членов семьи или несколькими из них (например, мать, отец и сиблинги). Селективным мутизмом чаще поражены девочки, чем мальчики, и больные дети почти всегда застенчивы и замкнуты вне семьи.

Дефектолог и логопед

Этапы развития и формирования речи у ребенка

Умения и склонности нормально развивающегося ребенка напрямую зависят от его возраста. Но даже у грудничка специалисты способны по некоторым признакам предсказать нарушения речи в будущем. Если моторное развитие в первый год жизни отстает от нормы, это возможный признак, что речь и психическое развитие тоже станут отставать.
Хотим также заметить, что нормы развития были установлены в советские времена и были довольно строгими. Сейчас, к сожалению, очень многие современные дети им не соответствуют. Дети нового поколения говорят меньше, их речь развивается дольше. Причины тому – глобальная “гаджетизация” и переход людей к виртуальным способам общения.

Возраст Навыки
 до 6 месяцев
  • улыбки, смех, гуление, привлечение внимания к себе звуками;
  • реагирование на просьбы и требования;
  • реакция на музыку
 6-9 месяцев
  • отдельные слоги: “ма”, “ба”, “да”
  • понимание простой речи, обращенной к ребенку
  • появление указательного жеста
 9 месяцев-1 год
  • жестикуляция в ответ на приветствия и прощания, умение помахать рукой;
  • лепетание слов, состоящих из повторяющихся одинаковых слогов (хотя бы и без понимания значений этих слов, но уже с выраженной артикуляцией) – “мама”, “папа”, “баба”;
  • первые слова;
 1-1.5 года
  • расширение активного словарного запаса;
  • первые словосочетания (которые еще не всегда можно понять)
 1.5-2 года
  • простейшие реплики из 2-3 слов (“Мама, дай!”)
  • к 2 годам речь является основным средством общения со взрослыми
 2-3 года
  • “контекстная речь”;
  • разговорные фразы с применением грамматических правил и всех частей речи (хотя возможны ошибки в согласованиях падежей, родов и лиц – “я спим”)
  • Словарный запас достигает 1200-1300 слов
  • К 3 годам речь речь служит основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми
 3-5 лет
  • словотворчество;
  • понимание морфем (приставки, суффиксы);
  • длинные тирады
  • К 5 годам – четкое произношение всех букв и слов, составление длинных предложений

Специалисты рекомендуют регулярно обследоваться, чтобы как можно раньше выявить отставание, если оно есть. Один ребёнок – из числа тех, кто “медленно запрягает, да быстро мчит”. Он начнёт говорить позже, но за месяц догонит и перегонит сверстников. Тогда считайте, что вам повезло. Но у другого малыша за затянувшимся молчанием могут скрываться такие мрачные диагнозы, как расстройство аутистического спектра, алалия и другие

И очень важно их не пропустить и вовремя начать коррекцию

Если у вас есть сомнения, укладываются ли в нормы темпы развития вашего ребенка, лучше посетить специалистов. Вдруг у него общее нарушение речи (общее недоразвитие речи – ОНР) или задержка речевого развития (ЗРР)?

Ребенку с тяжелыми нарушениями речи часто непросто воспринимать окружающий мир позитивно. Он растет угрюмым букой, обидчивым и агрессивным, чувствует неуверенность в себе, а с возрастом начинает ощущать и свою неполноценность. Подробнее о симптомах и степенях недоразвития речи можно прочесть здесь.
Проведите консультацию у специалистов! Как небольшие, так и более существенные речевые отклонения обычно выявляются в первые несколько лет жизни в результате комплексной диагностики.

Сферы и области ответственности специалистов центра “Эмбер” по речевым проблемам распределяются так:

  • Логопед:
    Консультирует с 1,5 лет, проводит занятия с 2 лет. На консультации ставит итоговый диагноз, если это болезнь, направляет к неврологу при подозрениях на нарушения соответствующего характера;
  • Педагог-дефектолог:
    работает с неговорящими детьми; при задержках психоречевого развития и доречевых болезнях (алалии, расстройства аутистического спектра) помогает “запустить” речь и развить остальные познавательные функции до уровня возрастной нормы.

Речь прежде всего идет о маленьких детях. Случаются также нарушения речи у взрослых – из-за травмы головного мозга или перенесенного инсульта. Их коррекцией занимаются логопеды-афазиологи. Иногда нарушение речи у школьников и взрослых людей остается от запущенных/недолеченных в детстве дефектов произношения.

Патология речи

Диагностика дислалии

Диагностика дислалии заключается в тщательном сборе анамнеза. Должен выполняться опрос не только ребенка, но и матери. Врачу нужно установить, как проходил период внутриутробного развития, какими были роды (естественными или искусственными), имелись ли какие-либо осложнения в процессе родовой деятельности.

На следующем этапе специалист тщательно изучает медицинскую карту ребенка и беседует с родителями. Все это поможет тщательно изучить перенесенные заболевания пациента.

Далее следует череда тестов, после которых врач сможет установить, насколько развита психомоторика у ребенка, речь, зрение и слух, двигательная система. И только после этого ведущий специалист определяет уровень развития артикуляционного аппарат. Делается это визуально: доктор произносит слова и просит ребенка повторять за ним. В зависимости от правильности воспроизведения указанных слов будет выставлена оценка развития.

Основная задача логопеда — определение уровня развития устной речи ребенка. Для этого специалист умышленно употребляет слова для подражания, которые трудно произносить при дислалии. Дополнительно используется дидактический материал — картинки, игрушки, предметы. После полной проверки врач может точно поставить диагноз, указать степень и характер расстройства речи. Помимо этого, логопед проводит фонематические тесты для определения слуха.

Если у пациента механическое нарушение звукопроизношения, то диагностику и последующее лечение должны проводить команда специалистов, где в дополнение к логопеду есть ортодонт и стоматолог, также потребуется осмотр ребенка хирургом, возможно, неврологом. При наличии такого заболевания, как тугоухость, необходим осмотр ЛОРа.

АКУСТИКО–МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Акустико-мнестическая

афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Считается, что в ее основе

лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной заторможенностью

слуховых следов. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между,

относительно сохранной, способностью повторить отдельные слова и нарушением

возможности повторения трех-четырех, не связанных по смыслу, слов (например:

рука-дом-небо и т.д.)

При

акустико-мнестической афазии нарушение речевой памяти является основным

дефектом, т.к. оказываются сохраненными фонематический слух, артикуляторная

сторона речи. Повышенная речевая активность компенсирует трудности

коммуникации. Слухоречевую память этих больных

отличает большая инертность.

Нарушение

объема удержания речевой информации, ее заторможенность приводит к трудностям

понимания при этой форме афазии длинных,

многосложных высказываний, состоящих из пяти-семи слов. Пациенты с трудом

ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками, «отключается» в сложной

речевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, утомляется при восприятии

музыки и радиопередач. Этот факт должен учитываться при назначении таких

методов лечения, как «арт-терапия» и т.п.

При оптической

афазии, вторым вариантом акустико-мнестической афазии, — возникают трудности

удержания на слух, смысловой стороны речи, заключаются в ослаблении и обеднении

зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его

зрительным представлением. Зрительное представление о предмете становится

неполным, не дорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны,

специфичны именно для них, а с другой – связаны с многозначностью слова

(например, слова носик, гребешок, ручка).

Больные

понимают значение отдельных слов. У них нет артикуляторных трудностей, они не

только многоречивы, но и гиперактивны. Однако при всем этом они лишь

фрагментарно понимают речь в связи с сужением слухоречевой памяти до 1-2 из 3

слов, воспринятых на слух. Речь обильна, мало информативна, изобилует

вербальными парафазиями, но интонационно окрашена.

В письменной

речи при акустико-мнестической афазии больше выступают явления экспрессивного

аграмматизма, т.е. смещение предлогов, а также флексий глаголов,

существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативная

сторона письменной речи оказывается более сохранной. При записи текста под

диктовку больные испытывают значительные трудности удержания в слухоречевой

памяти даже фразы. Состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой

повторить каждый фрагмент фразы.

При

акустико-мнестической афазии сложно воспринимается печатный текст, при чтении.

Это связано с нарушением сохранности слухоречевой памяти.

Причины нарушения речи у детей и взрослых

У маленьких пациентов нарушение речи может быть вызвано целым рядом факторов. Иногда речевые дефекты спровоцированы сочетанием нескольких причин.

Так, причиной нарушения речевой деятельности могут быть трудности при различении звуков на слух. Кроме того, возможны дефекты строения речевых органов: губ, неба и языка, а также их недостаточная подвижность. Иногда причиной нарушения речевой деятельности является отставание в психическом развитии. Наиболее же «безобидный» вариант — это недостаточно грамотное окружение ребенка, оказывающее влияние на формирование его личности.

Если же говорить о причинах речевых нарушений у всех возрастных категорий, то специалисты делят их на несколько групп: факторы функционального характера, социальные и те, которые обусловлены органическим генезом. Функциональные или психогенные факторы — это, как правило, разнообразные эмоциональные потрясения, которые могут проявляться сбоем речевой деятельности. Социальные факторы — это неблагоприятное воздействие окружающей среды. Наконец, причины органического генеза — это пороки в развитии речевого аппарата или поражения мозга.

Группа функциональных нарушений, приводящие к нарушению речевого развития ребенка

1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка, приводящих к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефиците эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью). Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми.

В сороковых годах прошлого столетия появился термин — синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети — сироты, родители которых погибли во второй мировой войне

Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать

2. Соматической ослабленности — длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.

3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений — заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).

4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи — в 1-2 года (когда происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга), в 3 года (интенсивно развивается фразовая речь), в 6 — 7 лет (ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь). В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.

Однако, говоря об этом, необходимо помнить и об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов в содружестве с родителями ребенка, позволяет устранить или значительно уменьшить их.

Системные нарушения речи

Это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи (самостоятельная речь, повторение, называние предметов, действий, диалогическая речь …), влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи (Л. С. Цветкова, 1998).

Афазия возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате черепно-мозговых травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности и сочетается с апраксиями, агнозиями и другими нарушениями когнитивных функций. Выделяют несколько форм афазии.

Алалия — отсутствие или выраженная дефицитарность (недоразвитие) продуцирования или восприятия речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка при первично сохранных интеллекте и периферическом слухе. Принятому разделению алалии на моторную и сенсорную в Международной классификации болезней соответствуют расстройства экспрессивной и рецептивной речи.

Экспрессивная речь — активная устная речь или самостоятельное письмо. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (идея высказывания кодируется в речевые схемы) и завершается развернутым речевым высказыванием.

Импрессивная (рецептивная) речь — понимание устной и письменной речи (чтение). В психологическую структуру импрессивной речи входят этап первичного восприятия речевого сообщения, этап декодирования сообщения (анализ звукового или буквенного состава речи) и этап соотношения сообщения с определенными семантическими категориями прошлого или собственного понимания устного (письменного) сообщения.

Моторная алалия — системное недоразвитие экспрессивной речи (активного устного высказывания) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны. По преобладающим симптомам выделяют группу детей преимущественно с фонетико-фонематическим недоразвитием и более распространенную группу с выраженным лексико-грамматическим недоразвитием. Важным диагностическим критерием является наличие сохранного периферического слуха и артикуляционного аппарата, а также наличие у ребенка достаточных для развития речи интеллектуальных возможностей.

Как исправить дефекты речи у детей

Обычно в 1,5 года детям рекомендуется побывать на приеме у логопеда. Специалист определит, в норме ли речевое развитие. При необходимости он посоветует комплекс упражнений для коррекции нарушений.

Выполнять рекомендации специалиста нужно ежедневно, но не «наседая» на кроху. Занятия должны приносить удовольствие. Для этого, например, можно делать логопедические упражнения вместе с игрушками.

Дефектолог или логопед?

Логопед исправляет легкие нарушения речи — например, косноязычие и логоневроз. Он также помогает правильно поставить звуки и наладить речевое дыхание.

Дефектолог необходим ребенку в том случае, когда нарушения речи имеют ярко выраженный характер — например, алалия или дизартрия. При таких дефектах проблемы есть не только в речевом аппарате, но и в нервных импульсах, сенсорном восприятии и т.д.

Дети со сложными дефектами, помимо нарушенной речи, страдают неустойчивым вниманием, слабой памятью и эмоциональными отклонениями. Дефектолог поможет решить проблему развития в комплексе


Как родители могут работать с дефектами речи ребенка

Что могут сделать родители

Необходимо своевременно (при первых признаках нарушения речи) обратиться за консультацией к логопеду.
Важно четко выполнять требования специалиста и ежедневно заниматься упражнениями, которые он порекомендует.
С самого раннего возраста нужно активно разговаривать с малышом — описывать ему свои действия, предметы вокруг и т.д.
Важно побуждать ребенка говорить. Возможно, не стоит сразу «понимать», что хочет кроха — чтобы у него был стимул «достучаться» до «непонятливой» мамы, объяснив словом или фразой, чего он хочет.
Большую пользу приносят совместное пение, чтение вслух, пальчиковые игры и логопедическая гимнастика.
Полезно развивать артикуляционные мышцы перед зеркалом — например, показывать язык или качать им из стороны в сторону.
Родителям стоит показывать правильный пример — говорить не спеша, отчетливо выговаривая все звуки.
Не надо усердствовать с ранним развитием — это может перегрузить неокрепшую психику малыша.
Необходимо избегать травм головы.
Никогда не надо давить на малыша, склоняя его к занятиям.
Не нужно ругать за неудачи.
Важно хвалить ребенка за малейшие достижения во время занятий.

Упражнения для устранения дефектов речи у детей

Существуют несложные логопедические упражнения, которые можно выполнять с ребенком дома самостоятельно.

Для решения отдельной речевой проблемы подходят определенные упражнения.

Они могут быть направлены на:

  • формирование правильного речевого дыхания (например, дыхательная гимнастика);
  • развитие мышц артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
  • отработку сложных в произнесении звуков (таких, как З, С, Р, Л, Ж, Ш, Щ).

Систематически выполняя комплексы логопедических упражнений, от простого задания к сложному, можно достичь ощутимых результатов и устранить речевые нарушения у ребенка.

Дефекты речи — довольно распространенная детская проблема. Причиной этому являются и родовые травмы, и наследственность, и дурной пример окружающих. Необходимо следить за развитием речи малыша и своевременно обращаться за помощью к специалистам — логопеду или дефектологу.

Важно как можно раньше начать работу с недостатками речи. При ежедневной систематической работе можно достичь ощутимого эффекта

Ниже представлена таблица, по которой можно понять, соответствует ли речевое развитие малыша норме.

Причины дефектов речи

В процессе воспроизведения речи участвует много органов. Нарушения и дефекты речи могут проявиться из-за врожденных аномалий, например, незаращения верхней губы, твердого и мягкого неба, неправильного прикуса, глухоты, дефектов челюстей, зубов, языка и губ («заячья губа»), а также болезней мышц. Подобные нарушения бывают при психических болезнях, болезнях нервной системы. Они могут быть также следствием болезней речевого аппарата или носа.

Дефекты речи бывают при болезнях губ, языка и гортани, а также вследствие операций на этих органах или при нарушении функций мышц неба и носоглотки. При наличии редких зубов человек не может правильно произносить согласные звуки. Речь невнятна и у людей с очень кривыми зубами, с зубами разной величины, неправильным строением челюстей. Внезапная потеря способности к речи (афазия) наблюдается при болезнях или поражении головного мозга. Иногда встречается дизартрия — нарушение произношения. Нарушения речи могут быть временными, из-за поражения центров головного мозга.

Дисфазия — общее название всевозможных расстройств речи любого происхождения. Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное дефектами речевого аппарата.

Повреждение основных речевых органов

Если расстройство речи возникло в результате травмы или несчастного случая, то пациент, прежде всего, проходит лечение в стационаре, затем врач направляет пациента в специальную реабилитационную клинику. Во время реабилитации продолжается лечение полученной травмы, на помощь приходит логопед, больной заново учится правильно говорить. В этом случае крайне важна личная инициатива самого человека. В реабилитационном центре следует поинтересоваться о возможности участия в терапии речи и дыхания.

После реабилитации пациент должен продолжить лечение последствий травмы в домашних условиях. В лечении должен принимать участие опытный логопед. Кроме того, пациенту рекомендуется освоить несколько упражнений на расслабление.

Психологические проблемы

Человек с дефектом речи должен делать все возможное, чтобы восстановить правильное произношение, а не впадать в депрессию. Обязательно проконсультируйтесь с врачом общей практики или отоларингологом и вместе составьте план дальнейшей реабилитации, затем рекомендуется пройти курс терапии по коррекции речи с логопедом. Врач может порекомендовать логопеда или другого специалиста.

Если дефекты речи возникли из-за психологических проблем, то в этом случае необходима помощь не только логопеда, но и психолога или психотерапевта, а также проведение групповой или индивидуальной терапии.

Существуют специальные центры, которые предлагает услуги юриста, консультации психолога, дефектолога-логопеда, социального работника, организуют контакты с другими семьями, группами взаимопомощи и психотерапии, вовлекают в дневные центры занятости.

Какие бывают дефекты речи

Исправление дефектов речи

Причины нарушений речи многообразны, столь же многообразны и методы их лечения

Очень важно установить истинную причину и лечить основную болезнь, вызвавшую проблемы с произношением. Если после излечения болезни нормальная речь не восстанавливается, то применяется дыхательная или речевая терапия

Последнюю назначают после травм, инсульта или операции, в результате которых у пациента произошло нарушение речи. Аномалии прикуса исправляют с помощью пластин и других методов восстановления правильной формы челюстей. Нередко челюсти приходится оперировать, имплантировать искусственные зубы или ставить зубные коронки. Операция показана также при раковой опухоли, полипах, искривлении носовой перегородки или «волчьей пасти». После операции на гортани пациента заново учат говорить, обучая так называемой пищеводной речи.

Человек с нарушением речевой функции не должен избегать людей. Боязнь, что окружающие не поймут и будут смеяться, зачастую необоснованна. Необходимо как можно больше общаться с людьми и постоянно совершенствовать свое произношение. Человек, избегающий общения, может заболеть тяжелым психическим заболеванием.

Нарушение речи не является опасным для жизни заболеванием, но оно может влиять на повседневную жизнь человека. Из-за сильного переживания по поводу дефекта речи у человека может развиться депрессия или другие болезни. Поэтому нарушения речи необходимо лечить. В первую очередь пациент должен обратиться к отоларингологу. Нередко в устранении нарушений речи помогает стоматолог или ортодонт. При подозрении на нервную болезнь необходимо обратиться к неврологу.

Нельзя смеяться над невнятной речью ребенка, т.к. это может привести к развитию невроза или другим психологическим расстройствам. При проблемах с произношением звуков следует обратиться к врачу.

Работники различных логопедических центров и центров, предоставляющих услуги психологов, логопедов, помогают родителям понять проблемы ребенка, консультируют по вопросам речевого развития и уровня готовности детей к школе, проводят занятия с детьми и взрослыми по улучшению дикции и техники речи. Консультация включает в себя полное обследование специалистами и подбор индивидуальной коррекционной программы. Консультации и коррекционные занятия логопеды проводят в центрах или логопеды выезжают на дом. Квалифицированную коррекцию отклонений в речевом и психическом развитии воспитанников проводят в специализированных детских садах, детей готовят к школе, развивают их познавательные способности.

Дополнительно статьи на данную тему:

Синусит (воспаление околоносовых пазух)

Причины нарушения речи у детей

Отклонение может быть врожденным или приобретенным, физиологическим или чисто психологическим. От этого напрямую зависит выбор способа коррекции.
Когда-то представления об источниках речевых аномалий были довольно хаотичными. Профессор Михаил Хватцев, один из первопроходцев в логопедии среди наших соотечественников, внес важнейший вклад в систематизацию причин. Он разделил их на внутренние и внешние, ввел следующую классификацию:

  • органические (анатомо-физиологические, морфологические):
    • органические центральные (поражения мозга);
    • органические периферические (дефекты органов слуха или артикуляции, расщепление нёба, дефекты зубов);
    • функциональные (психогенные – проблемы с возбуждением и торможением в ЦНС);
  • психоневрологические (речь нарушается как побочный эффект от расстройства памяти или умственной отсталости);
  • социально-психологические (источник – окружающая среда; например, неблагополучная атмосфера в семье).

Беда не приходит одна, проблемы на любом фронте неизбежно вырастут в целый букет сопутствующих осложнений. Хватцев подчеркивал тесную связь между органическими и функциональными причинами. При неправильной работе органов восприятия плохо закрепляются естественные рефлексы. И наоборот, если уже есть проблемы функционального характера, то затормозится и развитие органов. Как и пораженная ЦНС не способствует развитию периферии.

В зависимости от стадии, на которой возникла почва для речевых дисфункций, их делят на:

  • наследственные. К сожалению, мы не всегда наследуем от родителей крепкий организм. Многие неприятности достаются детям “в подарок”, иногда это заикание, разные расстройства речевых зон в коре головного мозга, проблемы с прикусом или неправильное количество зубов, дефекты нёба, аномалии в строении органов артикуляции.
  • врожденные (внутриутробные). Обусловлены осложнениями во время беременности. Если женщина работает на вредном производстве, до последнего оттягивает декрет или неудачно пытается прервать беременность, если эмбрион вынужденно употребляет алкоголь, табак и сильнодействующие лекарства вместе с мамой, то всё это никогда не пойдет малышу на пользу. Особенно важен первый триместр, когда у плода формируется ЦНС.
  • перинатальные (родовые) и постнатальные (проявляются вскоре после рождения). Возникают из-за осложнений при самом появлении младенца на свет, из-за преждевременных родов, в результате родовых травм и т.д.
  • прочие (проявляются в первые годы жизни ребенка и позднее). Здесь корень зла – либо психологические, социально-бытовые факторы, либо серьезные болезни (менингит и другие опасные инфекции, заболевания органов слуха, травмы головного мозга и речевых органов).

Обратите внимание: риски, которым на разных стадиях своего развития до рождения подвергается плод, а после рождения – самостоятельный человек, – не одни и те же. Очевидные советы, которыми иногда пренебрегают мамы:

  • во время беременности берегите себя больше обычного, избегайте травм, потрясений и употребления вредных веществ;
  • тщательно выбирайте роддом с современным оборудованием и умелыми акушерками;
  • после рождения не запускайте болячки, пусть даже мелкие, помните, как уязвим неокрепший организм человечка, который только пришел в этот мир.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Афферентная

моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и

нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной

или роландовой борозды.

Различают два

типа этой афазии. Первый тип афазии наблюдается при поражении постцентральных

отделов левого полушария как у правшей, так и у левшей, и характеризуется

полной утратой экспрессивной речи. Второй тип афазии наблюдается у лиц,

переученных в дошкольном и младшем школьном возрасте с левой руки на правую.

При первом варианте

афферентной кинестетической моторной афазии выраженная апраксия

артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи.

Попытки произвольного повторения звуков приводит к хаотичным движениям губ и

языка, к литературным заменам. Больные дробят закрытый слог на два открытых,

дробят стечения согласных в слоге, опускают согласные звуки. И при этом слова

тут, там, вот и т.д. звучат как ту-ть, та-мь, во-ть и т.д.

В процессе

комплексного лечения пациентов после инсульта в клинике «Времена года», наблюдается

быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможностью

выполнения несложных инструкций. У больных длительно наблюдается специфические

особенности нарушения понимания. Это связано с вторичным нарушением

фонематического слуха. При данной форме афазии, возникают трудности в

распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту слов со

звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции (грубые — переднеязычные,

сонорные — гласные и т. д. Наблюдаются трудности понимания лексических средств

языка, передающих различные сложные пространственные отношения.

Трудности в

понимании вызывают глаголы с приставками (завернуть, возвращаться и т. д.), в

понимании значений личностных местоимений, употребляемых в косвенных падежах,

что объясняется отсутствием в них предметной направленности, обилием

фонематических изменений (например, мне-меня-мною).

Нарушения

чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. В

процессе нейрореабилитации в нашей клинике восстановление внутреннего чтения часто

опережает восстановление письменной речи. При записи слов под диктовку, при

письменном названии предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются

все артикуляционные трудности, т.е. наблюдаются множественные литературные

параграфии, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и

способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).

При втором

варианте афферентной моторной афазии больные с трудом сохраняют порядок букв в

слове, представляют их зеркальность, пропускают гласные или же пишут сначала

все согласные, а затем уже гласные, и у них сохраняется представление о наличии

звука в слове, например, пропуская букву «ё», в слове «ведёт», больной ставит

две точки над «д».

Почему родители выбирают Центр АКМЕ

Центр “Акме” более 10 лет помогает маленьким пациентам избавиться от диагноза “системное недоразвитие речи”, оказывая полный спектр услуг для скорейшего выздоровления.

Любая работа начинается с диагноза. К его постановке подключаются все необходимые специалисты. В Центре “Акме” работают высококвалифицированные логопеды, неврологи, психологи, дефектологи и другие смежные специалисты с огромным опытом работы. После того, как диагноз подтвержден, начинается кропотливая работа по разработке программы реабилитации и восстановления: план по выздоровлению составляться индивидуально для каждого пациента на основе возрастных показателей. Также учитываются индивидуальные психологические черты пациента.

Лечение начинается с первых минут нахождения ребенка в Центре. Переступив порог, малыш окружается теплом и заботой. Никаких белых халатов и больничных коридоров. Мама всегда рядом. Ребенок не испытывает страх перед доктором, ведь наши специалисты никогда не оказывают давление на пациентов. Занятия проводятся в игровой форме и в первое время всегда направлены на налаживание доверительных отношений с пациентом.

Центр “Акме” работает по собственной авторской методике, которая не предусматривает использование медикаментов. Лекарственные препараты могут быть назначены врачом только в исключительных случаях и в качестве незаменимого для выздоровления элемента.

Лечебный процесс в Центре “Акме” это не только работа врача и пациента, но и активное участие родителей и близких ребенка. “Домашняя работа” также важна как и лечебных процесс в стенах Центра, поэтому наши специалисты всегда поддерживают желание и рвение родителей прийти на помощь своему ребенку.

Более тысячи пациентов стали полноправными членами общества, избавились от страха общения и закомплексованности. Малыши, прошедшие курс лечения в Центре “Акме”, живут полноценной жизнью здорового ребенка.

Если Вашему малышу необходима помощь и поддержка, позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

Что это?

Расстройства речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых. Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль, а обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи.

Это отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector