Что такое аутизм: простыми словами о спектре расстройства развития

Введение

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это целая группа различных состояний. Для них характерны определенные трудности с социальным взаимодействием и общением. Другими особенностями являются нетипичные модели действий и поведения,
такие как трудности с переходом от одного вида деятельности к другому, сосредоточенность на деталях и необычные реакции на ощущения.

Способности и потребности людей с аутизмом различаются и могут со временем меняться. Некоторые люди с аутизмом способны жить самостоятельно и продуктивно, другие же страдают от тяжелых нарушений и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке. Аутизм
часто влияет на возможности для получения образования и трудоустройства. Кроме того, семьям, обеспечивающим уход и поддержку, часто приходится довольно нелегко. Отношение общества и уровень поддержки, оказываемой местными и национальными властями,
являются важными факторами, определяющими качество жизни людей с аутизмом.

Признаки аутизма могут быть выявлены в раннем детстве, однако это состояние часто диагностируется на гораздо более поздних стадиях.

Аутизм часто сопровождается другими нарушениями, в том числе эпилепсией, депрессией, тревожным состоянием и гиперактивным расстройством с дефицитом внимания, а также неадекватным поведением. Люди с аутизмом часто имеют сопутствующие состояния, включая
эпилепсию, депрессию, тревожность и синдром дефицита внимания с гиперактивностью, а также расстройство сна и неадекватное поведение, такое как склонность к самоповреждению. Интеллектуальные способности людей, страдающих от аутизма, варьируются
в широком диапазоне — от серьезных нарушений до высокого уровня интеллекта.

Альтернативные методы

Существует огромное число способов помощи детям с РАС, которые не прошли клинической апробации или находятся в стадии клинических исследований, но накопленный родителями и отдельными специалистами опыт позволяет рассматривать их как альтернативные методы воздействия.

Условно их можно поделить на две большие группы: способы, направленные на сенсорно-моторное развитие и эмоционально-волевую сферы, и заместительная терапия.

К сенсорным методам воздействия относятся канистерапия, иппотерапия, дельфинотерапия. Общение с животными улучшает способность аутичных детей к коммуникации и социализации. Упражнения, развивающие мелкую и крупную моторику и опосредованно влияющие на функции головного мозга, — это методы построения движений по Максимовой и Бернштейну, арт-терпия, музыкальные занятия по методу Орфа, рисование песком, занятия в сенсорных комнатах. Список неполный и не исчерпывающий.

В настоящее время проходят небольшие по числу участников клинические исследования, которые подтверждают, что витамин D и витамин B12 улучшают когнитивные функции и работу головного мозга у детей с РАС. Также был исследован эффект безглютеновой бесказеиновой диеты (БГБК-диета). Отказ от продуктов, содержащих глютен пшеницы и казеин коровьего молока, в течение длительного времени (фактически пожизненная диета) улучшал способности к обучению и коммуникации у детей с РАС, что подтверждает аутоиммунную природу заболевания у некоторой части детей³. Исследовались перекрестные аллергические реакции на белки распространенных пищевых аллергенов (коровье молоко, куриное яйцо, пшеница и соя) и белков головного мозга. Образцы сыворотки от пациентов с РАС и здоровых людей исследовали методом иммуноблоттинга на наличие антител к пищевым аллергенам, включая глиадин, и аутоантител к пептидам головного мозга. У 34–38 % из 50 пациентов с РАС обнаружены IgG, IgM и IgA к пищевым аллергенам и белкам головного мозга, одновремненно данный показатель в контрольной группе составил — 12–16 %4. Эффективность и безопасность БГБК-диеты неоднократно обсуждалась в специальных изданиях, так, Journal of Nutrition Clinical Practice в 2009 году опубликовал обзорное исследование³, суммирующее результаты сразу 134 статей, посвященных этой проблеме. Вывод: БГБК-диета может применяться как вспомогательный метод терапии РАС, педиатр должен проверить ребенка с аутизмом на возможные аллергены и рекомендовать их элиминацию. Диета должна контролироваться врачом, чтобы избежать дефицита кальция и аминокислот в организме ребенка.

Подводя итог нашему краткому обзору, хочется сказать, что, несмотря на неутешительную ситуацию по заболеваемости, достигнут определенный прогресс в коррекции симптомов и улучшение качества жизни пациентов с РАС. Поэтому ранняя диагностика и абилитация создает предпосылки для успешной адаптации детей и их семей в обществе.

Список источников

  1. A Study of the Effectiveness and Safety of Two Doses of Risperidone in the Treatment of Children and Adolescents with Autistic Disorder, https://clinicaltrials.gov/ct2/show/NCT00 576 732
  2. Heyvaert M. et al. Efficacy of behavioral interventions for reducing problem behavior in persons with autism: An updated quantitative synthesis of single-subject research. Research in developmental disabilities 35.10 (2014): 2463–2476.
  3. Elder J. H. The gluten-free, casein-free diet in autism: an overview with clinical implications. Nutrition in Clinical Practice 23.6 (2008): 583–588
  4. Vojdani A. et al. Immune Response to Dietary Proteins, Gliadin and Cerebellar Peptides in Children with Autism. FASEB JOURNAL. 19. 4 (2005).

Возникновение термина

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это комплексное нарушение развития, которое характеризуется отклонениями в социальных взаимодействиях и коммуникациях, ограниченностью интересов и повторяющимися действиями.

Понятие «аутизм» (от греч. autos — «сам») впервые употребил швейцарский психиатр Ойген Блейлер (Eugen Bleuler) в 1911 году. Новый термин прозвучал в его работе «Раннее слабоумие или группа шизофрений». Блейлер среди первых исследовал шизофрению и аутизм причислял к одному из её проявлений. Этим понятием учёный обозначал форму мышления, для которой характерны ослабление или потеря контакта с реальностью. По мнению профессора Юты Фрит (Uta Frit), «аутистическое мышление в понимании Блейлера не имеет ничего общего с нашим сегодняшним представлением об аутизме».

«Первооткрывателем» аутизма считается психиатр Лео Каннер (о нём читайте в отдельной статье). В 1943 году он сделал первое систематическое описание этого расстройства в своей ключевой работе «Аутистические расстройства эмоционального контакта». Он выявил и обобщил симптомы пациентов, актуальные для описания нарушения и по сей день: отклонения в коммуникации и при социальном взаимодействии, сложности в отношениях, ограниченные повторяющиеся действия и интересы. Для классификации симптомов он наблюдал за поведением пациентов и узнавал у родителей о семейном анамнезе, истории болезни и истории развития.

Лео Каннер

Каннеру принадлежит введение термина «ранний детский аутизм» (РДА) для описания совокупности симптомов у детей, которых он изучал. Среди 11 случаев его особый интерес вызывал ребёнок по имени Дэвид. Этот мальчик не общался с другими детьми, повторял фразы взрослых и постоянно повторял одни и те же движения.

Каннер так описывает Дэвида в своей работе «Аутистические расстройства эмоционального контакта»:

«Он выглядит самодовольным… Он не замечает, что кто-то приходит или уходит, и как будто не рад видеть отца или мать или кого-либо из товарищей по игре. Кажется, что он вот-вот спрячется в свою раковину и останется весь в себе… На втором году у него развилась мания вращать блоки, миски и другие круглые предметы».

В 1944 году, год спустя после публикации Каннера, выходит труд австрийского педиатра и психиатра Ганса Аспергера об «аутистической психопатии» в детском возрасте. Однако некоторые исследователи полагают, что Каннер не опередил Аспергера: в 1938 году Аспергер уже публично заявлял о детях с «аутистической психопатией». В том же году его речь была опубликована в венской газете.

Ганс Аспергер

Работа Каннера, проживавшего в то время в США, довольно быстро стала известной в англоязычных странах. Аспергер же писал по-немецки, и о его наблюдениях англоговорящее медицинское сообщество практически не знало почти 40 лет — до 80-х гг. XX века.

Описания пациентов двух великих исследователей во многом совпадали, несмотря на некоторые различия:

Причины расстройств аутистического спектра

Причины расстройств аутистического спектра можно описать двумя способами:

  1. Первичное РАС (также известное как идиопатический РАС ) при ней никаких основных заболеваний нет, что могло бы объяснить природу симптомов.
  2. Вторичный аутизм: существует основное заболевание, которое считается ответственным или частично ответственным за симптомы аутизма.

90% случаев РАС являются первичными. Остальные 10% являются вторичными.

Генетические факторы

Большинство исследователей считают, что определенные гены, наследующие ребенок от своих родителей, могут сделать их более уязвимыми для развития РАС. Это объясняется двумя причинам.

Во-первых, известно, что случаи РАС протекают в семьях. Если у старшего ребенка развивается расстройство, есть вероятность 5-6%, что у любого нового ребенка, рожденного от тех же родителей, также будет данная болезнь.

Если у идентичного близнеца развивается РАС, есть вероятность 60%, что другой близнец также будет ей болеть.

В настоящее время никаких специфических генов, связанных с РАС, выявлено не было.

Психологические факторы

Большая часть исследований возможных психологических факторов, лежащих в основе болезни, основана на концепции, известной как «Модель психики человека» или «Теория разума».

Теория разума — это способность человека понимать психические состояния других людей, то есть осознавать, что у каждого человека, с которым вы встречаетесь, есть свой набор желаний, намерений, убеждений, эмоций, перспективы, симпатий и антипатий. Или, проще говоря, Модель психики человека — это способность видеть мир глазами другого человека.

Считается, что к четырем годам большинство детей без РАС полностью понимают модель психики человека. У дети с РАС развивает ограниченное понимание модели. Это может быть одной из основных причин их проблем с социальным взаимодействием.

Ответы на распространенные вопросы относительно РАС

Может ли ребенок перерасти РАС?Люди с РАС не вырастут из своего заболевания, но могут хорошо функционировать в обществе. Многие взрослые с РАС живут очень комфортно и успешно, при этом другие не осознают, что у них РАС.

Сколько потребуется денег на ребенка с аутизмом?Стоимость вмешательства зависит от серьезности РАС, а также от количества необходимых консультаций. Правительство в значительной степени субсидирует раннее вмешательство, а также предлагает поддержку через выплаты / пособия по уходу за детьми с проблемами развития. Обсудите финансовую поддержку со своим врачом.

Когда начинать вмешательство?Вмешательства могут начаться, как только ваш ребенок сможет взаимодействовать с медицинскими работниками. Вашему ребенку может показаться, что он играет в игры, но он будет учиться бесценным жизненным навыкам, таким как общение и взаимодействие. Детям часто ставят диагноз РАС после того, как им исполнится три года, тогда обычно и начинается вмешательство.

Должен ли ребенок посещать обычную школу?Это зависит от тяжести состояния. Многим детям с РАС рекомендуется посещать обычные школы. Ваша школа может сотрудничать с вами, чтобы учесть любые особые требования, которые ваш ребенок может предъявлять в классе и на игровой площадке. Ваш ребенок может иметь право на помощь учителя, который может оказать дополнительную поддержку в классе. Существуют специальные школы для детей, серьезно пострадавших от аутизма, которые нуждаются в большей поддержке, чем им может предоставить обычная школа.

РАС может произойти из-за неправильного поведения при беременности или из-за трудных родов?Абсолютно нет связи между РАС и какой-либо травмой при рождении, лекарствами, принимаемыми во время беременности, или искусственным вскармливанием.

Насколько часто дети с РАС имеют особые навыки?У некоторых людей есть невероятные навыки, в частности хорошая память или они преуспевают в математике, искусстве, музыке или решении особых проблем. Таких людей называют савантами. У множества ученых было РАС, и у каждого из 10 детей с РАС есть некоторые невероятные навыки, несмотря на их необычное поведение или трудности с коммуникацией.

В попытках понять природу

Начиная с 1950-х годов практикующие врачи всё чаще стали сталкиваться с социальным отчуждением, задержками или отсутствием способности говорить и другим необычным поведением у детей. Концепцию РДА на тот момент знали и принимали далеко не все. Озадаченные специалисты пробовали описывать, понимать таких детей и относить их к существующим категориям детских расстройств. Но им это не удавалось.

Вскоре после признания аутизма причину его возникновения ошибочно стали связывать с нарушением отношений между родителями и детьми. Отчаявшимся родителям психоаналитики и психотерапевты говорили, что состояние их «трудного» ребёнка вызвано холодным отношением со стороны матери. Такую точку зрения активно продвигал американский психолог и психиатр Бруно Беттелхейм.

К 70-м годам эту теорию опровергли: исследования выявили у людей с аутизмом значительные аномалии структуры мозга и его функций

В оправдание «холодных» мам также приняли во внимание отсутствие реакции при социальном взаимодействии у таких детей: всё же непросто подружиться с ребёнком, который не смотрит на тебя, не улыбается и не любит объятий. Так что нарушения ранних родительско-детских отношений скорее связаны со странным поведением ребёнка с аутизмом, чем с равнодушием матери

Другие специалисты рассматривали это нарушение с медицинской точки зрения и считали аутизм психотическим расстройством, обусловленным физическими особенностями головного мозга. Они связывали странное поведение маленьких аутичных детей с ранними признаками шизофрении, поэтому ставили соответствующие диагнозы: шизофрения или психоз детского возраста.

Чтобы задать диагностические критерии для «детской шизофрении», в Великобритании создали комитет во главе с профессором Милдред Крик. В результате в 1961 году появился список из 9 пунктов, которые в той или иной мере применимы к современному описанию РАС:

  • Заметные и продолжительные нарушения эмоциональных отношений;
  • Серьёзная задержка психического развития;
  • Заметное отсутствие осознанности в идентичности личности;
  • Патологическая увлечённость определённым предметом;
  • Продолжительное сопротивление меняться;
  • Отклонения в реакции на сенсорные раздражители;
  • Резко возникшее и необоснованное беспокойство;
  • Отсутствие или недоразвитость речи;
  • Искажённые двигательные паттерны.

Вскоре аутизм отделился от детской шизофрении (I. Kolvin, 1971). Тем не менее, интерес к связи между этими патологиями не угасает до сих пор.

Зачем нужна диагностика аутизма у взрослых?

Казалось бы, живет себе человек, подстроился под окружающих, и все его устраивает. Зачем ему нужен официальный диагноз?
Все просто: правильная информация всегда дает преимущества тем, у кого она есть. Например, человек сможет как минимум объяснить проблемы, с которыми сталкивался на протяжении всей своей жизни. А может, и частично справиться с ними.
Окружающим – членам семьи и друзьям – это точно поможет лучше понять особенности близкого.
В некоторых странах люди с расстройствами аутистического спектра имеют бесплатный доступ к полезным услугам и другим преимуществам, в том числе на работе или учебе.
И, конечно, правильный диагноз поможет снять некорректный: например, синдром дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ.

Хотя, конечно, такое знание нужно не всем, и тут уж каждый выбирает для себя сам – получать его, или продолжать жить в неведении.

Симптомы аутизма у детей

Родители могут заподозрить аутизм на ранних его стадиях еще до осмотра специалиста. Для этого необходимо знать клинические проявления заболевания. Первыми симптомами, которые должны насторожить родителей, являются:

  • слабая реакция на людей или полное ее отсутствие;
  • пассивность;
  • отсутствие позы готовности при взятии на руки;
  • неадекватные реакции на бытовой шум;
  • нарушение режима сна и бодрствования;
  • отказ от еды в период грудного вскармливания, частое срыгивание;
  • избирательность в еде.

При обнаружении подобной симптоматики ребенка следует показать детскому психоневрологу.

В 2-3 года клинические проявления становятся более отчетливыми:

  1. Отсутствует эмоциональный контакт с людьми (в том числе с родителями). Дети ведут себя отстраненно — не улыбаются, не тянутся на руки, не жестикулируют, не отзываются на имя, не смотрят в глаза собеседнику. В некоторых случаях не отличают родителей от других людей.
  2. Социальная дезадаптация. Аутисты не понимают эмоций детей, не могут играть с ними. Испытывают выраженный дискомфорт и тревогу в обществе, в связи с этим тяготеют к одиночеству.
  3. Агрессивность. Любое расстройство или даже прикосновение может вызвать агрессивную реакцию. Причем иногда она направлена на самих себя.
  4. Нейтральное отношение к внешним раздражителям (окрики, призывы к действию). Но часты случаи сенсорного неприятия – закрывают руками уши при громких звуках, глаза, наотрез отказываются одевать якобы колющий свитер, шапку, варежки и тд.
  5. Речевые нарушения. Дети не используют речь для общения. Могут повторять слова за другими без понимания их значения. Эхолалия.
  6. Стереотипность поведения. Аутисты могут часами совершать (повторять) определенные действия — говорить одну и ту же фразу, двигаться по определенной траектории, вертеть деталь от игрушки, махать руками как крылышками, окрывать – закрывать дверь и т. д.
  7. Приверженность к установленному распорядку дня. Любое новшество вызывает неприятие, переживание или агрессию.
  8. Нарушение концентрации внимания. Дети не могут сосредоточиться на каком-либо действии или предмете более 1 минуты. Часто неврологи путают данный симптом с СДВГ.
  9. Вокализации. Аутята зачастую сопровождают свои действия звуками.
  10. Приверженность определенной еде.

Виды расстройств аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра принадлежит к «зонтичной» категории, включающей пять заболеваний детей, известных как «глубокое расстройство развития» (ГРР). Некоторые специалисты по аутизму используют термин «глубокое расстройство развития» и «расстройство аутистического спектра» взаимозаменяемо. Однако когда большинство людей говорят о расстройствах аутистического спектра, они имеют в виду три наиболее распространенных глубоких расстройств развития:

  • Аутизм
  • Синдром Аспергера
  • Глубокое расстройство развития — неуточненное.

Детское дезинтегративное расстройство (так известное как синдром Хеллера) и Синдром Ретта — два других глубоких расстройства развития. Так как оба являются редкими генетическими заболеваниями, то они обычно рассматриваются как отдельные медицинские заболевания, которые на самом деле не относятся аутистическому спектру.

«Я здоровый человек»

Несмотря на полученную в детстве травму, девушка называет себя абсолютно здоровым человеком. Работает она в магазине — раскладывает товар по полкам.

«Если я весь день на ногах, бегаю или просто стою, то вечером они у меня болят. Но это же нормально. У здоровых людей они тоже могут болеть, поэтому стараюсь внимания на это не обращать. Только муж иногда ругается: «Куда ты лезешь со своими ногами?!» Но мы даже совершаем пробежки. Так что никаких ограничений нет, я здоровый человек», — рассказывает девушка.

О детстве и трагедии Раса почти ничего не помнит.

Сейчас Датиашвили работает микрохирургом, профессором хирургии отделения пластической хирургии в Ратгерском университете в Нью-Джерси. В США он переехал в 1991 году, о причинах эмиграции Датиашвили не распространяется. Однако его знакомые, попросившие RT не называть имён, предполагают, что одной из причин могли стать слава и зависть, которые обрушились на хирурга после того, как он прооперировал Расу: «Он лишь хотел качественно выполнять свою работу, но был вынужден покинуть страну».

  • Раса с дочерью Ильяной

Раса до сих пор не перестаёт благодарить хирурга, повторяя, что «у этого человека золотые руки». Она также признательна всем людям, кто помог ей в те страшные сутки. Однако сейчас, по её мнению, повторение такого сценария просто невозможно.

Раса признаётся, что хоть сама она из Литвы, а живёт в Германии, новости смотрит только российские: «Мне интересно про Россию что-то узнавать. Мне очень язык нравится: такой богатый и красивый. Меня это с ума сводило всегда. Наверное, это ещё с детства пошло. На меня произвело большое впечатление, как меня встретили, и такой образ Москвы остался в памяти».

Раса также призналась, что в Германии о её истории никто не знает, в отличие от родной республики. «Когда я приезжаю в Литву, бывает, стою на остановке, ко мне подходят и говорят: «А мы вас знаем». Мне приятно, но я теряюсь от такого внимания. В Германии меня никто не знает, и я могу скрыть своё прошлое. Бывает только, как шрамы увидят, начинают за спиной шептаться: «Смотри! А что это? От чего это?» Муж мне сказал, чтобы я в таких случаях говорила, что меня крокодил покусал», — смеётся Раса.

Переезд в Германию

По словам Софии и Пиюса, родные родители навестили Расу лишь раз. Мать приехала подвыпившая, скандалила и спрашивала, сколько новые мать с отцом получают денег за девочку. С приёмными родителями Раса продолжила учёбу, занималась спортом.

Когда Расе исполнилось 18, её нашёл старший брат Егидиус и устроил встречу с Аушрой. После этого сёстры возобновили общение. Раса окончила Высшую сельскохозяйственную академию, но работать по специальности не смогла.

  • Раса Прасцевичюте с семьёй

Подруга предложила ей уехать в Германию, и девушка согласилась. Там она подрабатывала нянечкой. На одной из дискотек в 2008 году Раса познакомилась с Ефремом Септом, который работал экскаваторщиком. Как вспоминает Раса, сначала она стеснялась рассказывать возлюбленному о своём прошлом. Шрамы она старалась скрывать, не носила юбки и шорты.

Через год после знакомства у Расы и Ефрема родилась дочка Ильяна. Молодые люди поженились и с тех пор живут в Тройсдорфе вместе с сыновьями Ефрема от первого брака — Яном и Леоном. В Литву Раса приезжает нечасто — раз в год на неделю. Навещает приёмную маму и сестру Аушру с четырьмя детьми.

«Самая заветная моя мечта — чтобы сестра переехала в Германию и мы жили рядом или даже вместе в одном доме, — рассказывает Раса. — А то она и брат остались там. Кровные родители умерли. Мама давно, но причину я не знаю. Папа три года назад из-за рака. Я приезжала к нему перед смертью».

Аутизм или расстройства аутистического спектра в вопросах и ответах

Как проявляется аутизм у детей и взрослых?
О том, как распознать аутизм – его симптомах и признаках, у нас есть целых две главы. Одна посвящена , другая – .РАС – расстройство развития аутистического спектра и работа – это возможно? Вполне, если человек достаточно адаптирован к условиям окружающей среды. Легкий аутизм – что это такое?
Это РАС, проявляющиеся в минимальной степени, то есть не большие отклонения от нормы.   

Особенности детей с расстройствами аутистического спектра – в чем они заключаются? Каждый человек и его проявления РАС – индивидуальны. Об этом у нас есть отдельная .

Развитие ребенка с расстройством аутистического спектра – как это происходит?РАС и аутизм – это одно и то же?Аутизм у ребенка 3 лет – какие у него признаки? Коррекция расстройств аутистического спектра – это возможно? Что такое аутизм простыми словами? Причины аутизма у детей известны?
Анализ на аутизм – можно сделать? Анализов на РАС не существует, для постановки диагноза нужно пройти комплексное обследование сразу у нескольких врачей. 

Умственная отсталость и расстройства аутистического спектра – одновременно встречается? Да, встречаются. Аутизм и школа совместимы?Не во всех случаях, к сожалению. Как определить аутизм у ребенка или взрослого?
Лучше всего самым надежным из способов – обратиться к врачу. Лечится ли аутизм?
К сожалению, расстройства аутистического спектра – это постоянный спутник человека. Вылечить их нельзя, но можно скорректировать. Признаки аутизма у взрослых женщин – как это выглядит?
Всегда по-разному. Симптомы РАС у представительниц прекрасного пола могут отличаться от мужских. Подробнее об этом вы можете прочитать в этой .
Аутизм передается по наследству?
Нет, это не наследственное нарушение развития.

Объявления вроде «лечу аутизм у детей» — правда или мошенничество?
Конечно, мошенничество. РАС, как и многие другие особенности развития, вылечить нельзя, к сожалению.
«Аутизм головного мозга» – что это такое?
Такого понятия не существует, врачи используют термин «расстройства аутистического спектра». Первые признаки аутизма у детей – как они выглядят?
Как правило, как отсутствие зрительного контакта, нежелание общаться с внешним миром и игнорирование людей. Признаки аутизма у ребенка в 1 год уже могут проявляться? Могут. Подробнее об этом вы можете прочитать в этой Почему люди рождаются с аутизмом?
К сожалению, ответа на этот вопрос ни у врачей, ни у ученых нет. В данный момент существуют только данные о том, что с некоторой вероятностью может привести к развитию этого расстройства. 

Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении

Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом.

С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми.

Причины аутизма

Точной причины развития заболевания не установлено. Существует несколько гипотез возникновения аутизма. Основной из причин считается влияние на организм ребенка генномодифицированных продуктов. Кроме того, возможными провоцирующими факторами являются:

  • тератогенное воздействие на плод в период беременности (консерванты, алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, стресс и т. д.);
  • органические поражения ЦНС;
  • гормональные нарушения;
  • вирусные и бактериальные инфекции;
  • воздействие внешних факторов окружающей среды (радиация, отравление тяжелыми металлами и др.).

Ранние психические заболевания. Умственная отсталость

Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста.

Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто

Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала.

Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости.

Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения.

В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector