Среднее образование в россии: виды и их особенности

Что делать, если учитель «не нравится»

Закон не предоставляет детям и родителям право выбора педагога. Но если отношения с учителем не складываются,можно попробовать перевести ребенка в параллельный класс.

Данный вопрос законодательство никак не регулирует. Это компетенция директора школы,который принимает решение на основе рекомендаций совета педагогов школы или по своему усмотрению. В учреждении может быть принят локальный акт,регулирующий процедуру перевода из одного класса в другой.

Настаивать на переводе ребенка в параллельный класс родитель не может,он может только попросить. Поэтому стоит максимально корректно обосновать для руководителя школы причину.

Как можно оценить российское образование

В сфере образования в России занято чуть больше 5,5 миллионов человек. Это много – учителей больше, чем чиновников или медиков, и примерно столько, сколько занято людей в сельском хозяйстве. В процентном отношении это больше 15% от всех работающих в стране.

Большая часть этих людей работает на государство (конечно, есть и частные детские сады, школы, колледжи и вузы, но их меньшинство), поэтому именно от государства непосредственно зависит то, как работает образование.

Охарактеризовать состояние российской сферы образования однозначно не получится – с чем-то у России относительно неплохо (число людей без начального общего образования старше 25 лет – всего около 0,2%), а в чем-то есть проблемы (зарплаты учителей).

Оценить же уровень образования можно только в сравнении с другими странами. Один из главных индикаторов – то, сколько государство тратит на образование. В России это 3,5% от ВВП или 10,8% от суммарных государственных расходов. В сравнении с другими странами это не так уж много:

  • в Великобритании на образование тратится 4,9% от ВВП или 12,4% от расходов государства;
  • в Южной Корее – 4,1% от ВВП и 14% от расходов государства;
  • в Швеции – 5% от ВВП и 11,6% от суммарных расходов государства.

Однако эти цифры говорят не так уж много – бюджет Южной Кореи на 2020 год составляет 423,2 миллиарда долларов, а расходы федерального бюджета России – эквивалент 296,7 миллиардов долларов, и это при населении Кореи втрое меньше российского.

Что касается уровня образования взрослого населения, то проблема безграмотности была побеждена много десятилетий назад в СССР (впрочем, большинство стран мира ее тоже победили). Так, в России 94,2% жителей старше 25 лет имеют образование на уровне среднего общего (11 классов) и выше.

Высшее образование есть у 30,2% людей в возрасте от 25 до 64 лет, в среднем по развитым странам цифры примерно такие же: от 18,7% в Италии до 35,7 в Великобритании. Однако доступность высшего образования – скорее часть политики государства, поэтому эти цифры тоже мало о чем говорят.

Поэтому относительно взвешенную оценку российскому образованию могут дать только международные оценки. Первая из них – индекс уровня образования, который используется ООН для расчета Индекса развития человеческого потенциала (ИЧРП). Индекс учитывает 2 показателя – долю грамотного взрослого населения и долю учащихся заведений среднего и высшего образования.

Россия сейчас находится на 32 месте между Грецией и Лихтенштейном с показателем 0,832. Считается, что развитые страны должны иметь уровень выше 0,8, в идеальном случае – 0,9 (но таких стран немного). Лидируют в Индексе Германия, Австралия и Новая Зеландия.

Также очень важны рейтинги стран по качеству среднего и высшего образования. Прежде всего, это результаты анализа Международной программы оценки образовательных достижений (PISA), в которой школьникам выставляются оценки по читательской, математической и естественнонаучной грамотности.

В 2018 году Россия оказалась на 31-33 местах из 79 стран мира по разным направлениям. В 2015 году позиции России были выше, хоть баллов тогда российское образование набрало меньше (но и стран-участниц рейтинга было меньше).

Интересно, что в исследовании посчитали показатели отдельных 3 регионов России, и по читательской грамотности школьники Москвы заняли третье место после Сингапура и китайских провинций.

Что касается рейтинга стран по уровню вузов, здесь стоит учитывать Рейтинг лучших университетов мира, который ежегодно публикует журнал Times Higher Education (THE) из Великобритании. Он оценивает более 1300 вузов из 92 стран мира, и в 2019/2020 учебном году в него вошли 39 российских вузов.

Лидерами из России стали:

  • МГУ им. Ломоносова – занял 189 место в рейтинге;
  • МФТИ – попал в группу с 201 по 250 место;
  • ВШЭ – попала в группу с 251 по 300 место;
  • ИТМО и НИЯУ МИФИ – попали в группу с 401 по 500 место.

Российские вузы попадают и в другие рейтинги по качеству образования – но, как правило, это те же МГУ, СПбГУ, МГТУ им. Баумана и другие громкие имена.

Так что по международным оценкам российское образование сложно назвать совсем депрессивным, но и первые места в мировых рейтингах страна тоже не занимает.

Основные проблемы российского общего образования

Все этапы общего обучения в РФ официально бесплатные, поскольку право каждого гражданина на образование закреплено в Конституции. Но, как показывает, практика оно скорее «условно бесплатное» с перечнем коммерческих опций, за которые приходится платить родителям. Наиболее типичный пример — услуги репетиторов, к которыми прибегают, чтобы подготовиться к какому-либо предмету или сдать ЕГЭ, поскольку в рамках нынешней образовательной программы освоить его должным образом не получается.

Как мы поняли из ФГОС, школа должна учить не только навыкам чтения, письма и устного счета. Задача шире и многообразнее – воспитание полноценной личности, гражданина своей страны. Но на практике с этой задачей школы справляются не всегда качественно.

Чиновники от сферы образования, да и сами педагоги признают, что школьное образование не может быть одинаково хорошим во всей стране. Можно относиться к этому по-разному, но уже на законодательном уровне закреплены разные статусы общеобразовательных школ:

  • средние школы. Они дают стандартный курс общего образования;

  • учреждения с углубленным обучением (лицеи и гимназии). Здесь ставка делается на отдельные гуманитарные или естественнонаучные дисциплины для подготовки к поступлению в определенные вузы.

Совсем отдельная категория – это закрытые частные школы. В России их не так много, как на Западе, поскольку обучение в них платное и довольно дорогое.

На практике качество обучения разнится ещё сильнее – от региона к региону и от одной школы к другой. Как правило, в городских школах оно гораздо выше, чем в сельских.

Ещё одна проблема – качество подготовки педагогического состава, а также нехватка молодых специалистов. Средний возраст школьного учителя в России – 40-45 лет. При этом, как правило, это женщины. В разных регионах страны опять-таки всё по-разному. Портрет учителя в Москве будет сильно отличаться от глубинки в Новосибирской области, однако, тенденция очевидна.

Из этого проистекает ещё одна проблема – малая престижность профессии учителя. Как следствие, отрицательная селекция кадров, когда учить приходят не самые лучшие, а кто придется.

Тем не менее, в частных школах, лицеях и гимназиях все далеко не так печально. Там работают в основном высококвалифицированные педагоги, а нередко и вузовские преподаватели с большим опытом.

На страницах образовательного маркетплейса Kedu.ru вы можете найти наиболее подходящие учреждения общего образования, подобрать оптимальную программу обучения для ребенка. В каталоге Kedu.ru – наиболее полный (и постоянно обновляемый) рейтинг школ, гимназий, лицеев, а также детских садов в стране.

Основное общее образование

Это неспециальное и непрофессиональное образование, которое является второй ступенью школьного.

Оно продолжается 5 лет и включается в себя 5-9 классы школы, гимназии или лицея. В процессе обучения школьник получает основные (базовые) знания по всем предметам.

Перед ним идут:

    1. Дошкольное образование: сюда входят ясли и детский сад. В них дети развивают мелкую моторику, дают базовые знания: алфавит, цифры, времена года и т.д.

Стоит отметить: в некоторых случаях обучение может происходить в специализированных центрах с более обширной программой.

  1. Начальное образование: первые 4 класса школы. В этом возрасте дети получают базовые знания, которые пригодятся им в дальнейшем усвоении материала: они учатся писать, читать, считать, усваивают правила поведения в коллективе, привыкают к длительности занятий.

После окончания 9 класса школьники сдают экзамены (ОГЭ или ГИА), получают диплом об окончании общего образования и имеют право продолжить его в этой же школе, сменить учебное заведение или поступить в колледж или техникум.

Последние варианты предлагают получение более специализированных знаний – это поможет после поступить в ВУЗ.

Обратите внимание на информацию о сроке действия результатов ЕГЭ.

Структура

До 1986 года учеба в российских школах длилась 10 лет, из них 3 года – в начальной, 5 лет — в основной и 2 года — в старшей школе. В 1987 году в качестве эксперимента было введено четырехлетнее обучение в младших классах, но дети и родители имели право выбрать трехлетний курс начальной школы. С 2001 года все занимаются по одиннадцатилетней программе, а нормативы ее освоения предусматривают следующие ступени и сроки обучения:

  • первая — 4 года начального образования;
  • вторая — 5 лет основного обучения;
  • третья — 2 года среднего, или полного, образования.

В соответствии с 5-й частью 66-й статьи Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное, основное и среднее общее образование обязательны для всех граждан РФ, но третью ступень можно освоить в рамках учебных программ ссузов, принимающих на обучение после 9 классов. Тем не менее по Конституции РФ (ст. 43, п. 4) обязательным признано только основное (9 классов) среднее образование, а это значит, что учиться дальше никто не должен.

Больше того, если ученику исполнилось 15 лет, он может не продолжать учебу в школе для того, чтобы получить аттестат. Это уточнение делается в . Уйти из школы, не закончив девятый класс, ученик может, но без неприятностей не обойтись. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с органами исполнительной власти «не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству» — это цитата из 6-го пункта 66 статьи закона об образовании. 

Так же неоднозначно обстоят дела и с обязательностью общего среднего (полного) образования. Если исполнилось 18 лет, то учеба становится делом исключительно добровольным и 11 классов принудительно никто не должен заканчивать — такая поправка содержится в всё той же 66 статьи ФЗ об образовании. 

Куда можно поступить после 11-го класса

Существуют 2 основных стратегии учебного продвижения по окончании 11 классов школы. Образование после школы можно получить в техникуме или в вузе.

Лидирующие позиции по качеству образования занимают следующие высшие учебные заведения:

  • НИУ ВШЭ;
  • МГУ имени М.В. Ломоносова;
  • СПбГУ;
  • МФТИ;
  • МГТУ имени Н.Э.Баумана;
  • НИЯУ МИФИ;
  • Томский политехнический университет;
  • Новосибирский государственный университет;
  • Южный федеральный университет.

Поступить в техникум намного проще, туда берут с небольшими баллами. Кроме того, цены на коммерческое обучение в таких заведениях ниже, чем в университетах. Параллельно с освоением профессии можно готовиться к будущему поступлению в вуз. После техникума или колледжа студента зачислят сразу на второй курс.

Лучшими колледжами считаются:

  • Колледж приборостроения и информационных технологий РТУ МИРЭА
  • Колледж информатики и программирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
  • Юридический колледж Российского государственного университета правосудия
  • Колледж Министерства иностранных дел Российской Федерации
  • Колледж Российского государственного социального университета

И вузы, и колледжи имеют определенные преимущества. Выбор стратегии зависит от желаний и амбиций поступающего.

Подводя итог, можно заметить, что 11-летнее обучение не является обязательным, но дает очень важную базу для получения дальнейшего образования.

История

Согласно декрету «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковно-приходская школа была преобразована в 1919 году в начальную школу с 5-летним сроком обучения (с 1923 года — с 4-летним).

Постановлением Совета Народных Комиссаров от 18 декабря 1923 года была создана единая трудовая школа, в которой обучаются совместно дети обоих полов. Школа состояла из двух ступеней:

  • школа первой ступени для детей 8—11 лет (первые начальные 4 года обучения);
  • школа второй ступени для детей 12—17 лет (обучение с 5-го по 9 классы).

С 1929 года в школе появляются 10-е классы. Реорганизована позднее в среднюю общеобразовательную школу.

В 1930 году введено всеобщее обязательное начальное обучение детей в возрасте 8—10 лет, а в городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках — всеобщее обязательное 7-летнее обучение.

В 1933 году устанавливаются единые обязательные учебники по каждому предмету.

В 1934 году Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» закрепляется структура советской начальной и средней школы:

  • начальная школа (с 1 по 4 классы);
  • неполная средняя школа (с 5 по 7 классы);
  • средняя школа (с 8 по 10 классы).

В 1940 году вводится плата за обучение для всех учащихся 8—10 классов средних школ, студентов вузов, техникумов и училищ (отменяется в 1956 году).

А в 1943 году введено раздельное обучение мальчиков и девочек в общеобразовательной школе (отменяется в 1954 году).

В 1947 году постановлением ЦК ВКП(б) «О преподавании логики и психологии в средней школе» вводится преподавание логики и психологии в 9—10 классах средней школы (отменено в 1955 году).

В 1958 году установлено всеобщее обязательное 8-летнее образование (вместо 7-летнего). Переход на него полностью был осуществлён лишь к 1963 году. Полное среднее образование было увеличено на один дополнительный класс с 10 до 11 лет обучения, но через пять лет 11 класс был ликвидирован, как неудавшийся эксперимент.

В 1966 году вводятся новые учебные планы и программы, которые обеспечивали бы приведение содержания образования в соответствие с требованиями опережающего развития науки, техники и культуры. Так в 5—7 и 10 классах была введена летняя трудовая практика, в 1970 году в 9 классе — новый предмет начальная военная подготовка, а в 7 классе — основы Советского государства и права.

В 1969 году была проведена реформа школьного образования, в результате которой была изменена структура начальной и средней общеобразовательной школы СССР:

  • начальная школа сокращена с четырёх до трёх лет обучения ( обучение c 1-го по 3-й классы) ;
  • неполная средняя школа увеличена за счёт начальной на один год (обучение с 4-го по 8-й классы);
  • средняя школа (обучение с 9-го по 10-й классы).

Также на смену арифметике пришла математика, естествознание заменено курсом природоведения, которое стало изучаться сначала с 3-го класса, а с 1975 года — со 2 класса.

Реформа 1969 года сопровождалась сменой всего комплекта учебников для начальной и частично для средней школы.

В 1977 году новой Конституцией СССР законодательно закреплено осуществление всеобщего обязательного среднего 10-летнего образования и право граждан СССР на бесплатное образование всех уровней, от начального до высшего.

В 1987 году в результате новой реформы вводится 11-летнее образование со сдвигом всех классов, начиная с четвёртого, на год вперёд. Начальная школа снова становится 4-летней, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или 4-летней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» — из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно. Эти изменения в качестве эксперимента были введены в некоторых школах ещё в 1986 году. Также в 1989 году в ходе реформы «перепрыгивание через класс» было произведено во всех классах.

В 2001 году 3-летнее начальное обучение отменено полностью: все вновь поступающие в школу дети стали учиться по 11-летней программе.

Во второй половине 2000-х годов произошло значительное сокращение численности школьных учителей. В 2006 году в России было 1543 тыс. учителей, а к 2010 году их осталось 1067 тыс.. В 2010-е годы численность учителей почти не менялась несмотря на оптимизацию — в 2019 году в школах работали 1034626 учителей и 22142 педагога дополнительного образования.

Сколько учебных недель будет в 2020-2021 учебном году

По нормам количество учебных недель не должно зависеть от деления учебного года на семестры или триместры: в обоих случаях их количество должно быть одинаковым. Однако в 2020-2021 учебном году разница заметна. Отличия также зависят от образовательной ступени.

Система обучения по четвертям

Более привычная четвертная система обучения предлагает учащимся в 2020-2021 учебном году 35 рабочих недель. Это то время, когда дети получают знания. Среди этого количества есть неполные недели, когда какой-либо праздничный день сокращает ее. Например, 4 ноября, 23 февраля или 8 марта. Кроме этого, из-за майских праздников будут две сокращенные учебные недели. Всего получается 5 таких недель.

В приведенной ниже таблице видно, сколько времени дети учатся и сколько проводят на каникулах в каждой четверти.

Семестр Учебный период Продолжительность Каникулы
I 01.09.2020-27.10.2020 8 недель 28.10.2020-05.11.2020
II 06.11.2020-27.12.2020 8 недель 28.12.2020-10.01.2021
III 11.01.2021-24.03.2021 10 недель 25.03.2021-31.03.2021
IV 01.04.2021-31.05.2021 9 недель 01.06.2021-31.08.2021

первоклассников

Говоря о количестве учебных недель, хочется знать, сколько будет дней в учебном году. Здесь имеет место зависимость от длины недели: некоторые старшеклассники учатся 6 дней в неделю. Получается, 169 дней при 5-дневной неделе и 203 дня при 6-дневной.

Модульная система обучения (триместры)

Приверженцы триместровой системы обучения в 2020-2021 учебном году «выигрывают» и укладываются в 32 недели. Нельзя сказать, правда, что это плюс для педагогов и детей, так как учебный план рассчитан на определенное количество рабочих недель. Для этой системы обучения педагогам и руководству учебных заведений приходится сокращать учебный план до 32 недель. Неполных недель, когда какой-то праздник сокращает неделю, столько же – 5.

В приведенной ниже таблице видно, сколько времени дети учатся и сколько проводят на каникулах в каждом триместре.

Триместр Учебный период Каникулы
I 01.09.2020-03.10.2020
12.10.2020-14.11.2020
05.10.2020-11.10.2020
16.11.2020-22.11.2020
II 23.11.2020-26.12.2020
11.01.2021-13.02.2021
28.12.2020-10.01.2021
15.02.2021-21.02.202
III 22.02.2021-03.04.2021
12.04.2021-25.05.2021
05.04.2021-11.04.2021
26.05.2021-31.05.2021

Таким образом, если знать, сколько недель в 2020-2021 учебном году ребенок проведет за партой, можно смело планировать совместный отпуск, отдых, поездки всей семьей и не переживать, что он пропустит и не усвоит знания. Однако надо помнить, что школьная администрация может перенести каникулы и подстроить учебный график под какие-то обстоятельства. Легкой и отличной всем учебы!

  • Когда каникулы у студентов в 2020-2021 году
  • Школьные каникулы – 2020-2021 учебный год
  • Бесплатное питание в школах в 2020-2021 учебном году
  • ОГЭ в 2021 году: список обязательных предметов, изменения
  • Предметы в 5 классе в 2020-2021 году

Какое бывает образование

В нашей стране существуют 4 уровня общего школьного образования:

  1. дошкольное;
  2. начальное общее;
  3. основное общее;
  4. среднее общее.

Дошкольное образование

Процесс обучения, проходящий в детских садах или специализированных учреждениях, называется дошкольным образованием. Оно позволяет ребенку получить первоначальные социальные навыки. Приобретенные знания дают возможность будущим школьникам нормально функционировать в обществе. Дети, которые получили дошкольное образование, испытывают меньше трудностей при переходах на новые учебные ступени.

Начальное образование

Начальное общее образование – это первый этап общего образования, включающий в себя период обучения с 1 по 4 класс. В первые годы школьного обучения дети получают ключевые знания об окружающем мире. Начальное образование закладывает фундамент их дальнейших умений. Качество знаний, полученных в этот период, влияет на последующий успех ребенка в изучении новых дисциплин.

Начальное образование не дает привилегий по окончании школы. Оно лишь служит базой для перехода в среднюю школу и получения основного общего образования.

Основное общее образование

Основное общее образование охватывает период с 5 по 9 класс и считается последним этапом обязательной программы. Оно направлено на создание условий, положительно влияющих на процесс формирования личности.

По завершении 9 классов школьник сдает ОГЭ – основной государственный экзамен. В него входят два обязательных предмета: математика и русский язык, и 2 на выбор. Кроме того, в текущем учебном году 9-классники проходят итоговое собеседование по русскому языку.

Среднее полное общее образование

После сдачи ОГЭ школьники могут подать документы на поступление в 10 класс. Образование, полученное на базе 11 классов, считается среднем полным. Оно необходимо для получения среднего и высшего профессионального образования.

Для того, чтобы окончить школу и получить доступ к сдаче ЕГЭ (единого государственного экзамена), будущие выпускники пишут итоговое декабрьское сочинение.

Для поступления в высшее учебное заведение выпускники сдают ЕГЭ. Он отличается от проводимого в 9 классе ОГЭ количеством выбранных предметов. В обязательном порядке проводятся экзамены по русскому языку и математике (базовой или профильной). Наличие и количество дополнительных экзаменов определяется учеником. Он может сдать несколько выборочных предметов или ограничиться обязательными.

По окончании обучения руководство школы выдает выпускникам 11 класса аттестат о среднем полном общем образовании.

Обращался с головными болями

Почти все четыре года в колледже Галявиев учился на четыре и пять. По словам Нэллы Прусс, студент выглядел опрятно, участвовал в жизни учреждения и даже был волонтёром.

«Он проучился три с половиной года, и его никто уже не видел после Нового года. Он учился хорошо, у него были четвёрки-пятёрки, но за эти полгода с ним что-то случилось», — рассказала ректор университета.

До девятого класса Ильназ Галявиев учился в казанской гимназии в №175, в которой спустя четыре года после выпуска устроил стрельбу. Директор учреждения Амина Валеева ранее рассказала, что в школе Галявиев был уравновешенным учеником с неплохой успеваемостью.

Несколько лет назад он проходил обследование в качестве призывника в армию и тогда был признан психически здоровым.

«На момент прохождения медицинского освидетельствования при постановке на учёт Галявиев ни о чём не заявлял, врачами никаких отклонений в его поведении выявлено не было, дополнительных обследований его психологического состояния не проводилось», — передаёт РИА Новости со ссылкой на источник в силовых структурах Татарстана.

Однако в 2020 году Галявиеву поставили диагноз, связанный с заболеванием головного мозга.

«На данный момент уже точно установлено, что на учёте в психдиспансере, наркодиспансере он не состоял, но при этом он неоднократно ещё в прошлом году обращался к врачам с сильными головными болями. Кроме того, ещё в прошлом году подозреваемому был поставлен диагноз. Я не могу назвать его точно, потому что есть медицинская тайна, но он свидетельствует о заболевании головного мозга», — сообщила журналистам официальный представитель СК РФ Светлана Петренко.

СМИ со ссылкой на источники сообщали, что врачи диагностировали у Галявиева венозную ангиому правой лобной области — доброкачественное образование, которое развивается в кровеносных сосудах.

По другим данным, у подозреваемого обнаружили менингиому головного мозга. Опухоль, которую врачи признали доброкачественной, могла давить на мозг, нарушать кровообращение, вызывать головные боли и агрессию.

19-летний Ильназ Галявиев устроил стрельбу в казанской гимназии №175 утром 11 мая. В результате погибли девять человек, в том числе семь детей. 23 человека получили ранения. Подозреваемого арестовали до 11 июля. На суде Галявиев полностью признал свою вину. Тогда же он заявил, что у него нет тяжких заболеваний. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector