Причины заикания у детей

Нервный тик

Так называют непроизвольные резкие сокращения мышц, подергивание определенной части лица или конечности. Чаще всего независимо от воли человека может дергаться глаз, брови, губы, но бывает, что так себя ведет нога или рука.

За автоматизацию движений человека отвечает экстрапирамидная система головного мозга. Ее перевозбуждение, излишняя активность и способствует возникновению тика. Причиной такого явления, кроме прочего, может стать кратковременное потрясение и постоянные психологические проблемы.

Психологические факторы тика на нервной почве следующая:

  • перевозбуждение;
  • перенапряжение;
  • раздражение;
  • хронический или острый стресс.

Почему чаще всего дергается глаз? Правый символизирует мужское начало и отвечает за видение мира, а левый – женское и его ответственность самовосприятие. Тик – ответная реакция на нежелание видеть объект или субъект. То есть, человеку неприятно и даже больно видеть и воспринимать определенную визуальную информацию.

Та же Лиз Бурбо утверждает: нервный тик – свидетельство многолетнего сдерживания и того, что человек может в любой момент сорваться. Накопившееся напряжение так ищет выход.  Это не только подавление агрессии и гнева. Индивид может годами держать в себе страх или тревогу, боязнь опозорится и потерять свою значимость.

Большое значение в поиске причин имеет метафизическое значение области, где возник тик. Так, появление его на лице указывает на страх его потерять, то есть  репутацию, уважение в обществе. 

Еще один знаменитый психолог, основатель движения самопомощи Луиза Хей говорит, что глаз дергается потому, что человек неуверен в себе, имеет параноидальные наклонности: ему кажется, что за ним постоянно кто-то наблюдает.

По мнению еще одного знаменитого специалиста, Валерия Синельникова  –  терапевта, психолога, психотерапевта, чаще всего тик на нервной почве поражает детей. И главные виновники такой патологии – опять же родители, у которых отсутствует безусловная любовь к своему чаду. У них нет особого желания заботиться о нем, но чувство долга заставляет это делать.

Такие мамы и папы сокрушаются по поводу негативных обстоятельств, которые, по их мнению, возникли с появлением малыша: моральных, материальных и других проблем. Они затаили обиду на ребенка из-за того, что он мешает им реализовываться в полной мере. Отсюда вытекают претензии и ненависть и к чаду, и друг к другу, постоянные конфликты.

Следует понимать: здоровье детей полностью зависит от эмоций и мыслей родителей.

Страдающему нервным тиком человеку нужно осознать причины своего страха и с помощью психолога вывести негатив из подсознания в сознание. Если это получится сделать, то физические симптомы – подергивание, постепенно сойдет на нет. Есть отличная установка на исцеление: « Я принят жизнью, опасности нет, все будет хорошо».

Ребенок начал заикаться в 3 года

Наиболее частую фразу, которую мы слышим на консультации: «Ребенок начал заикаться в 3 года» И это действительно так и есть. В 3 года активно формируется речь ребенка, и любые отрицательные факторы могут нарушить ее формирование. Заикание может начинаться в 2 года, 2,5 года, в 3 года, в 3,5 года, в 4 года, в 5 лет, в 6 лет, в 7 лет и более старшем возрасте. А если ребенок эмоциональный, все переживает, часто волнуется, слабый, капризный, нервный, то самый малейший фактор может вызвать заикание, и ребенок начинает заикаться. При увеличении умственной нагрузки, например, поход в школу (в первый класс), ребенок заикается все больше и больше. А насмешки одноклассников усугубляют заикание и ведут к развитию такого тяжелейшего заболевания, как детский невроз. Ребенок замыкается, перестает отвечать на уроках, хотя учебный материал отлично знает, получает двойки.   
 

Так что же происходит практически?

Только что с тобой человек говорил нормально …, но, на очередном слове он вдруг “завис”, и стал напрягаться, силой пытаясь протолкнуть какой-то звук. Казалось бы, ничего не предвещало беды, хорошая погода, нормальное настроение, близкие люди вокруг, намедни успешно выполненные проекты и т.д. Ничего из этого не спасёт от заикания, так как эта проблема возникает только по отношению к речи, и в большинстве случаев не зависит от ситуаций. И, после так называемых «сложных слов», наш герой снова какое-то время может говорить нормально. Парадокс? Нет, прямая закономерность. Чего и с чем? Это тема отдельного разговора. И как тут пытаться лечить, если можно так выразиться, «временное делание звуков ненормальным способом»? Никак. Лечение тут в принципе не уместно. Лечите ангину, астму, травмы и прочие вещи. Кстати, почему я сказал именно «временное делание звуков ненормальным способом», а не «временное делание слов ненормальным образом»? Это высказывание не случайно и имеет под собой все необходимые доказательства. Например, заика хочет сказать слово «здравствуйте», и он может сделать это так «ззззздравствуйте». При этом сильно напрягаясь только в начале слова, на определённых звуках. Что мы наблюдаем? Само слово проговаривается абсолютно нормально, только к этому ещё добавляются лишние звуки, в данном случае звук «З». Это может быть связанно со многими факторами, полный разбор которых, – так же тема отдельного разговора. Если в целом, то все заики добавляют к нормальным движениям ненормальные. При этом последних, как правило, в совокупности в разы меньше чем первых (если провести подробный разбор из жизни среднестатистического человека, имеющего эту проблему).

Способы лечения

В современной логопедии, дефектологии и психиатрии при лечении заикания используют методы, разработанные в прошлом веке советскими специалистами.

Существует несколько методик, однако они не имеют кардинальных различий. При работе с детьми обычно используется набор педагогических и логопедических приемов

Но при лечении взрослых большее внимание уделяется психологической составляющей проблемы с применением психотерапевтических и медикаментозных способов

Традиционные методики коррекции заикания обычно состоят из нескольких этапов, каждый из которых требует тщательной работы над предыдущим:

  1. Подготовка. На протяжении 2 или 3 дней пациент проходит диагностику. Его осматривают врачи различных специализаций, а также логопед.
  2. Установка. После того как состояние пациента будет оценено, ему предлагаются речевые занятия. На этом этапе часто используют групповую терапию. На собрание приглашаются заикающиеся люди, имеющие успехи в борьбе со своим недугом. Они делятся своим опытом, давая стимул для работы над собой другим заикам.
  3. Молчание. Ограничение речевого общения является важным этапом при коррекции всех видов заикания. Пациент не должен разговаривать около 5 дней, после чего наступает период умеренного речевого покоя. На этом этапе заика учится приемам отраженной и сопряженной речи, активно занимается артикуляционной гимнастикой, выполняет упражнения по постановке речевого дыхания.
  4. Перестройка речевых навыков. Это самый длинный этап, он может длиться около четырех недель. Можно сказать, что за это время человек должен буквально научиться говорить заново. Ему предстоит готовить беседы на предложенные темы, пересказывать тексты, работать над диалогами и т.д.
  5. Закрепление результатов. Приобретенные навыки необходимо довести до автоматизма.

Достаточно часто лечение завершается неким собранием или тематическим вечером. Все пациенты должны подготовить выступление, они могут читать стихи, участвовать в театрализованных постановках и т. д. Это необходимо не только для демонстрации успехов в лечении. Таким образом удается избавиться от боязни выступать на публике и сформировать уверенность в собственных силах.

Участие в школьных спектаклях помогло избавиться от заикания Брюсу Уиллису. Заикаться он начал в подростковом возрасте, после развода родителей и поступления в среднюю школу. Работая над собой, Брюс смог стать президентом студенческого совета, а намного позже – стать актером с мировой известностью.

Некоторые популярные методики включают в себя психотерапевтическое воздействие.  При коррекции заикания успешно используют гипнотерапию, также пациентам рекомендуют проводить сеансы самовнушения. Для снятия мышечного зажима, во время коррекционной работы пациенты могут заниматься лечебной физкультурой, им могут рекомендовать массаж и другие расслабляющие процедуры.

Народные средства

Если речевое нарушение незначительное, и не вызвано серьезными проблемами психики или нервной системы, доктор может порекомендовать добавить к основной коррекции фитотерапевтические средства.

  • Травяные чаи для детей с успокаивающим эффектом.
  • Фитованны для детей с успокаивающим действием.
  • Ингаляции с фитопрепаратами – природными седативными средствами.

Важно знать, что фитотерапия не настолько безобидна, как кажется многим родителям, а потому дозировку, продолжительность курса приема травяного чая или фитованн следует согласовать с лечащим врачом. Сейчас многие детские санатории предлагают целые оздоровительные и лечебные курсы фитотерапии, которые призваны помочь избавить ребенка от заикания

Устранение заикания у детей

Лечение заикания у детей осуществляет логопед. Если патологии вызвали судороги в мышцах артикуляционного аппарата или заболевания нервной системы может понадобиться помощь невропатолога. Если же заикание возникло после психотравмирующей ситуации, может понадобиться работа с психологом.

Суть лечения данной патологии состоит в восстановлении функций речевого круга, включая торможение центра Брока. В коррекции заикания используется лекарственная терапия, гипноз, иглоукалывание, различные расслабляющие процедуры, выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях может понадобиться применение антизаикательных аппаратов и специальных компьютерных программ.

Медикаментозное лечение заикания включает в себя прием противосудорожных, противотревожных, успокоительных и различных гомеопатических препаратов. В некоторых случаях могут использоваться нейрометаболические стимуляторы. Однако такой способ лечения может применяться только для детей старше 3 лет.

Благодаря гипнозу врач сможет выявить истинные причины нарушения. Улучшения состояния можно добиться даже после 1 процедуры. Для остаточного устранения патологии может потребоваться 10-15 сеансов. Таким способом устраняется заикание у подростков. Метод не используется для терапии маленьких детей.

Лечить заикание можно точечным массажем. Благодаря ему значительно улучшается регуляция речи. Во время массажа врач применяет расслабляющий метод воздействия. В ходе сеанса специалист надавливает на особые точки и осуществляет круговые движения.

Хорошие результаты в лечении заикания показала дыхательная гимнастика. Суть метода заключается в нормализации дыхания, удлинении вдоха. Благодаря этому ребенок сможет научиться запасаться воздухом перед тем, как что-либо сказать. Такой способ лечения применяется для детей старше 4 лет.

Кроме этого, для коррекции патологии может применяться логоритмика. Суть данного метода заключается в использовании связанности слова с мелодией и движениями. Благодаря логоритмике ребенок сможет скорректировать дефекты речи, раскрыть свои таланты и улучшить самооценку. Метод используется для лечения детей до 7 лет и старше.

Для устранения заикания врач может порекомендовать использование антизаикательных устройств. Одни аппараты помогают ребенку услышать произносимую им реплику с небольшим обмазыванием, другие — шумами заглушают голос, третьи — воспроизводят скорректированный вариант речи. Наиболее эффективными при этом считаются устройства, понижающие или повышающие громкость голоса.

Лечение заикания

Терапия речевых
дефектов актуальна в любом возрасте, но раннее решение проблемы в детском
возрасте позволяет не допустить психических и психологических осложнений
недуга. Лечение логоневроза подразумевают целый комплекс мероприятий. Они
должны корректировать не только речь, но и воздействовать на неврологические
расстройства.

Лечение делится
на несколько этапов:

  1. Полная
    диагностика, во время которой необходимо установить причину заикания и
    сопутствующий неврологические проблемы.
  2. Совместная
    работа психологов, неврологов и логопедов. На этом этапе перестраиваются
    речевые навыки, проводят специальные логопедические упражнения.
  3. Реабилитация и
    закрепление.

Для коррекции
используют медикаментозное лечение, с назначение противосудорожных средств, а
также препаратов, улучшающих мозговое кровообращение, ноотропы.

Хорошее воздействие на заикание оказывает остеопатия. Она помогает снять судорожный синдром, убирает нервное возбуждение, успокаивает невротические рефлексы. Очень важным в терапии являются и общеукрепляющие процедуры, которые воздействуют на нервную систему. Лечение иглоукалыванием заикания, использование физиотерапевтических методов помогают нормализовать работу ЦНС и стабилизировать работу речевого центра.

Логофобия и социофобия

При формировании  и усугублении заикания у индивида возникает иррациональный страх его ожидания, произношения некоторых звуков, определенных ситуаций. Человек моделирует негативный результат, даже еще не начав говорить. Такой необоснованный страх – логофобия, в свою очередь, сам по себе стимулирует заикание. Получается замкнутый круг, из которого вроде бы нет выхода.

Справится с логофобией, как и с любой из многочисленного списка фобий, практически невозможно, хотя взрослый, в отличие от ребенка, вполне осознает, что никаких объективных причин для страха нет. Тут не поможет обычный способ, используемый логопедом – молчание, помогающее остановить речедвигательный стереотип. Требуется обратиться к психотерапевту, который подберет методику лечения и подходящие фармакологические препараты (если они действительно необходимы).

Бывает так, что больное отрицает наличие у него такой фобии. При ближайшем изучении оказывается, что он просто не осознает ее присутствие, тщательно избегая определенных ситуаций, где ему нужно говорить.  

Следует иметь в виду, что избавиться от заикания без лечения логофобии просто невозможно. Такой страх закрепляет дефект, делает его сильнее и заметнее. Если пренебречь терапией, то индивид получит осложнение в виде социофобии – боязни социальной активности. Страдающие ей люди зациклены на себе, они переживают, что о них думают окружающие, им кажется, что все на него смотрят и обсуждают в негативном ключе. В итоге они начинают ограничивать свои контакты, стараются отсидеться дома, не быть в обществе.

Заикающийся лого-, социофоб продумывает ситуации, которые гипотетически могут случиться, где ему нужно будет проявлять социальную активность, беседовать с кем-то.  В его «багаже» сохранено большое количество негативного опыта: то плохое, что было с ним, он не забывает. Он осознанно избегает подобных, по его мнению, тревожных ситуаций, видит себя в негативном свете, предъявляет к себе завышенные требования. Его поведение схоже на то, что демонстрирует больной обсессивно-компульсивным расстройством.

Виды заикания

В 70-х годах прошлого столетия были разработаны и выделены два клинических вида заикания — невротическое и неврозоподобное, различающиеся по этиологии и патогенезу. Неврозоподобное заикание обусловлено органическим поражением центральной нервной системы, проявляется оно постепенно, без видимых причин, возникает у детей в возрасте 3-5 лет. В анамнезе отмечается, как правило, патология беременности и родов — тяжелые токсикозы, угроза выкидыша, кислородное голодание плода, отягощенная наследственность.

Невротическая форма заикания проявляется у детей без отклонений внутриутробного развития и родов. Они развиваются в соответствии с возрастной нормой, моторика формируется своевременно. Возникает оно в раннем возрасте в период интенсивного формирования мышления, активного познавания мира, усложнения речи. В короткое время дети осваивают много новых слов и понятий, их речь усложняется, в ней появляются сложные конструкции, словарный запас бурно растет. В это время темп речи их ускоряется, ребенок как бы «захлебывается словами», произнося их невнятно и сглатывая окончания. Психика детей, подверженных невротическому заиканию, лабильна. Они чрезмерно впечатлительны, робки и застенчивы, с повышенной тревожностью. Начало заикания острое, внезапное. Оно связано с психической травмой шокового характера (тяжелая болезнь или смерть близких, сильный испуг, резкое изменение привычных жизненных стереотипов) или с длительным психотравмирующим фактором (неправильные методы воспитания, неблагополучие в семье, длительное отрицательное воздействие и т.д.)

Очень важно в такой ситуации наладить контакт с ребенком, успокоить его, создать атмосферу любви и безопасности, улучшить психологический климат в семье. Родителям нужно как можно раньше обратиться к врачу-логопеду, который окажет действенную помощь

Медикаментозное лечение заикания, как правило, неэффективно и почти не дает результатов.

Течение заикания имеет следующие типы:

  • постоянное — не зависящее от ситуации;
  • волнообразное — усиливающееся и ослабевающее, но не исчезающее окончательно;
  • рецидивирующее — исчезающее и возвращающееся после длительных перерывов.

Степени тяжести нарушения речи классифицируют как:

  • легкую, когда заикаются только в волнении, возбуждении;
  • среднюю, при которой в спокойном состоянии дефект заметен мало, а в состоянии эмоционального возбуждения заикание становится сильным;
  • тяжелую, при этой степени заикание сильное, не зависящее от ситуации и сопровождающееся непроизвольными движениями.

Мы предлагаем несколько вариантов работы:

1. Оnline или в центре (с обязательной дистанционной поддержкой)

2. Индивидуально, в мини-группе (3-5 человек) или в группе большей наполняемостью (6-8 человек)

3. В рабочее время (в будни с 10.00 по 17.00) или с возможностью выбора времени (в том числе в вечернее время с 17.00 до 21.00 и в выходные дни по договоренности с логопедом).

Исключение составляет Основной курс, который организуется только в рабочие часы.

4. С авторами методики (только индивидуально и только в режиме онлайн) или со специалистами центра (этот вариант возможен в группе и индивидуально; в центре и online).

От выбранных Вами условий зависят:

стоимость полного курса,

количество затраченных часов,
выбранное время занятий,

но НЕ ЗАВИСИТ РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ!

Важно только Ваше желание и ответственное отношение к рекомендациям специалистов.

ПРОГРАММА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ начинается с подробной длительной семейной консультации (продолжительность, примерно, 1,5-2 часа), на которой человек, страдающий заиканием и его близкие получают исчерпывающую информацию о методике лечения заикания, о том, как подготовиться к занятиям, а также ответы на все вопросы.

Программа по преодолению заикания рассчитана на 2,5–3 года, из которых, примерно, первые 1,5 года отводятся на активную речевую работу и еще от 1-1,5 лет – на продолжение самостоятельных занятий и закрепление полученных результатов.

Общие рекомендации при лечении заикания у подростков

Действия родителей должны начаться с консультации специалиста. Логопед изучит анамнез, характеристики речи, расспрашивает о перенесенных заболеваниях, травмах, возможных причинах, которые привели к расстройству.

Самолечение по советам знакомых, без очного осмотра специалиста недопустимо. Так вы можете еще больше ухудшить ситуацию.

После осмотра логопед направляет пациента на консультацию к узким специалистам:

  • невролог проводит исследование с целью выявления отклонений в нервной системе. Для этого используются рентгенография черепа, электроэнцефалография, реоэнцефалография, МРТ, КТ;
  • оториноларинголог исключает болезни ЛОР-органов, которые могут повлиять на речь;
  • психолог работает с личностными нарушениями.

При необходимости с подростком работают и другие врачи: эндокринолог, психиатр.

После полной диагностики логопед подбирает тактику лечения заикания у подростков. В легких случаях, когда заикание проявляется эпизодически, в моменты эмоционального напряжения, достаточно выполнения упражнений самостоятельно. Сложные ситуации, когда дефект присутствует постоянно, мешает обычной жизни, применяются медикаментозные методы лечения, массаж, физиотерапевтические методы, и даже гипноз.

Обычно терапия длительная: может потребоваться не один год, чтобы справиться с проблемой. Важным условием является непрерывность лечения: завершили один курс, немного отдохнули, и начали следующий курс. Выполняйте все рекомендации логопеда. Если вы будете относиться к дефекту речи у подростка наплевательски, он будет брать пример с вас и не будет стараться.

Помните: только совместные усилия логопеда, родителей и самого ребенка помогут добиться результата.

Даже после выздоровления вам следует быть настороже: при неблагоприятных условиях заикание у подростков может рецидивировать

Поэтому очень важно устранить все факторы риска: избегать стрессов, уменьшить нагрузки в школе, создать благоприятную атмосферу дома

Степени тяжести

При оценке тяжести патологии учитывают выраженность симптомов, их влияние на общение ребенка с другими людьми, наличие сопутствующих нарушений.

Выделяют:

  • легкую степень — она характеризуется редкими не выраженными запинками, которые не мешают разговаривать и общаться. Но родителям даже при этой степени надо обратиться к специалисту, чтобы своевременно начать исправление, пока отклонения не закрепились;
  • среднюю — запинки уже более заметны, затрудняют общение;
  • тяжелую — нарушения речи выраженные, они делают общение практически невозможным. Присоединяются и другие симптомы.

Если не убрать заикание, не устранять причину патологии, то оно постепенно прогрессирует, причем очень быстро.

Факторы, провоцирующие заикания у детей

Заикание у детей провоцируют 2 фактора.

  1. Генетическая предрасположенность к различным заболеваниям мозга. Она имеется у детей, чьи родственники страдают заболеваниями ЦНС, в том числе, если родители малыша заикались в детском возрасте, при этом патология не исчезла со временем. Заикание достаточно часто встречается среди детей, у которых были нарушения развития мозга в эмбриональный период. Предрасполагающими факторами к развитию заболевания являются инфицирование плода и травмы, полученные в процессе родов или вынашивания малыша, недоношенность, постоянное кислородное голодание плода. На склонность к заиканию оказывает влияние темперамент ребенка, а также его возможность адаптироваться к условиям окружающей среды. Дети, которые быстро приспосабливаются к различным изменениям, менее подвержены заболеванию. К заиканию более предрасположены холерики, особенно в моменты, когда они ссорятся или спорят.
  2. Внешнее воздействие. К таким относятся:
  • поражение ЦНС различными инфекциями (воспаление мозга или его оболочки);
  • черепно-мозговые травмы;
  • поражения мозга, вызванные трофическими болезнями (нарушение толерантности к глюкозе);
  • незрелость мозга. Оба полушария мозга наиболее активно формируются в 5 лет. До этого времени речь должна развиваться постепенно, без рывков. У мальчиков формирование ЦНС начинается позже, чем у девочек. По этой причине у них чаще имеются дефекты речи. До 5 лет у ребенка может наблюдаться итерация, для которой характерно повторение слов и слогов. Такое состояние является вариантом нормы и исчезает самостоятельно без лечения;
  • наличие очагов инфекции в дыхательной системе и слуховом проходе;
  • болезни, которые негативно сказываются на защитных свойствах организма (частые простуды, наличие паразитов в кишечнике, нарушения метаболизма);
  • сопутствующие состояния (недержание мочи, нарушения сна, быстрая утомляемость, фобии);
  • психологические травмы (испуг, длительные стрессы);
  • нарушения правил воспитания ребенка (избалованность, выполнение всех прихотей ребенка);
  • неправильное развитие речи (слишком быстрая и неразборчивая речь).

В некоторых случаях заикание — это не болезнь, а попытка стать похожим на взрослого. Если один родитель заикается, то ребенок может копировать его. В этом случае патология может сформироваться 2 путями: ребенок или непроизвольно заикается во время общения с родителями (с остальными людьми он разговаривает нормально) или в подражательной форме (при этой форме он заикается, разговаривая с любым человеком).

Преимущества лечения в реабилитационном центре

Самостоятельно справиться с проблемой почти невозможно. Нужен комплексный подход. Чем раньше начато лечение, тем легче добиться положительных устойчивых результатов. Если терапию начали в дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу 70 % детей избавляется от заикания. Для сравнения, у школьников полностью недуг проходит примерно в 20 – 30 % случаев, у остальных отмечается положительная динамика.

Несмотря на то, что терапия у детей проходит быстрее и эффективнее, чем у взрослых, лечить нужно в любом случае. Квалифицированные врачи медицинского центра выявят причину заикания у взрослого или ребенка, разработают индивидуальный план лечения в каждом случае.

Преимущества лечения заикания в центре:

Опытные врачи разной специализации – неврологи, педиатры, логопеды, нейрохирурги, психологи, физиотерапевты, массажисты.

Занятия проходят индивидуально и в группе. Ребенок видит других детей с такой же проблемой, замечает их успехи и лучше сам справляется с поставленными задачами.

Внимательное и доброжелательное отношение к пациенту

Для хорошего результата важно, чтобы пациент не был в напряжении. Родители и окружающие должны всячески поддерживать, подбадривать его, не ругать и не повышать голос при неудачах.

Использование в работе современных методик и аппаратуры.

Помощь предоставляется взрослым и детям.

При усилиях со стороны окружения и ребенка, настойчивом желании избавиться от проблемы персонал реабилитационного центра добивается значительных успехов. Человек приобретает навыки контролировать речь, обретает уверенность, возвращается к полноценной жизни в обществе.

Консультации по телефонам:+7 (812) 371-08-90+7 (812) 371-48-46

Заключение

Мы рассмотрели, что такое заикание у детей и как его лечить. Что, в итоге, нужно знать о заикании?

Заикание — это проблема речи, когда нарушается нормальное течение речи.
3 типа заикания — это заикание в процессе развития, нейрогенное заикание и психогенное заикание.
Точная причина заикания неизвестна.
Логопед речевой диагностики диагностирует заикание, оценивая речевые и языковые способности вашего ребенка.
Лекарства от заикания нет, но раннее лечение может не допустить продолжения заикания во взрослую жизнь.
Крайне важно, чтобы ребенок, который заикается, чувствовал, что его принимают и поддерживают взрослые (родители).

Советы, которые помогут вам получить максимальную отдачу от посещения медицинского учреждения вашего ребенка:

  • Обозначьте для себя причину и цель вашего визита (что вы хотите, чтобы произошло).
  • Перед посещением врача запишите все интересующие вас вопросы.
  • Запишите название диагноза и названия лекарств, методы лечения и анализы, а также все инструкции, которые специалист даст для вашего ребенка.
  • Узнайте, почему назначено новое лекарство или лечение и как оно поможет вашему ребенку.  Также узнайте о побочных эффектах.
  • Спросите, можно ли вылечить состояние вашего ребенка другими способами.
  • Узнайте, почему рекомендуются анализы (тесты) или процедуры и что могут означать результаты.
  • Уточните, чего ожидать, если ваш ребенок не станет принимать лекарство или не сдаст анализы или не пройдет процедуру.
  • Если вашему ребенку назначен следующий визит к специалисту, запишите дату, время и его цель.
  • Узнайте, как можно (и можно ли) связаться с врачом вашего ребенка в нерабочее время. Это может быть важным, если ваш ребенок заболеет, у вас возникнут вопросы или вам будет нужен совет.

Будьте здоровы! До встречи на сеансах!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector