Прикорм ребенка на искусственном вскармливании: сроки введения и с чего начать

Когда вводить прикорм

Зачем нужен прикорм?

Прикорм – это подготовка пищеварительного тракта ребенка к принятию новой пищи. Когда малыш растет, закономерно увеличиваются его потребности в питательных веществах и энергии. В какой-то момент искусственная смесь уже не справляется с растущими запросами организма ребенка. В это время нужно начинать вводить новую пищу, чтобы создать оптимальные условия для гармоничного развития младенца.

Постепенное введение в рацион различных продуктов дает возможность желудку, кишечнику и печени научиться переваривать непривычную пищу. Когда родители вводят прикорм, они готовят малыша к переходу на взрослый стол. После года ребенок может есть вместе со взрослыми безопасную для него пищу.

С какого месяца давать прикорм ребенку на ИВ

Введение первого прикорма при искусственном вскармливании (ИВ) не имеет четких возрастных рамок. Зависит это и от скорости развития крохи, и от набора массы тела. Новые продукты вводятся в рацион искусственников ориентировочно с 4-х месячного возраста.

Важно! Знакомство ребенка с новой едой позднее 6-го месяца жизни может привести к проблемам с привыканием малыша к твердой и кусковой пище. Внимательные родители сами могут определить, когда их ребенок готов пробовать новую еду, по таким признакам:

Внимательные родители сами могут определить, когда их ребенок готов пробовать новую еду, по таким признакам:

  • кроха активно интересуется тем, что едят взрослые;
  • ребенок самостоятельно сидит в стуле для кормления;
  • малыш лишился рефлекса выталкивания пищи;
  • сам берет предложенную еду и кладет себе в рот;
  • голодный грудной ребенок открывает рот, если поднести ложечку с пищей к лицу, сытый – отворачивается.

Еще один признак, по которому можно определить готовность грудничка к получению прикорма, – увеличение его веса в 2 раза, в сравнении с массой тела при рождении.

Ребенок готовится кушать

Продукты, включенные в пищу

Питание малыша 5 месяцев должно быть организовано правильно

Маме важно знать список разрешенных продуктов и знать, с чего начинать докорм

Знакомство с фруктами в 5 мес. происходит в виде соков. Для первого прикорма подходит сок из зеленого яблока. Вводить его в питание нужно постепенно, начиная с одной капельки. Малыш сравнивает все новые продукты с грудным молоком, поэтому может не принять продукт. На следующий день можно предложить две капельки сока. Постепенно порция увеличивается до одной чайной ложки.

После того как будет усвоен сок, можно предложить пюре из зеленого яблока, около 3 грамм. Через неделю организм усвоит фрукт, и можно продолжать знакомство. После яблока вводить в рацион можно пюре из банана, груши. Новый фрукт смешивают с уже привычным яблоком. Соки и фруктовые пюре могут вызвать брожение в кишечнике, поэтому разрешено введение компотов.

Полезными свойствами обладают сухофрукты. Укрепляют иммунитет, благотворно влияют на работу органов пищеварения, содержат натуральную фруктозу и могут служить десертом для малыша. Поэтому их тоже включают в меню. Перед применением сухофрукты (чернослив, курагу) нужно помыть, обдать кипятком и залить кипяченой водой. Настаивать около 2 часов.

Введение овощных блюд в питание необходимо всем детям, независимо от того, на каком вскармливании они находятся. Овощи содержат клетчатку, которая благотворно влияет на перистальтику кишечника, а также минералы, необходимые для развития внутренних органов и укрепления нервной системы. Для пяти месячного ребенка полезны и безопасны овощи, имеющие бледную окраску. Начинать введение прикорма можно с любой капусты, только не с белокочанной, или с кабачков. Разрешено вводить в рацион и картофельное пюре. В готовое овощное блюдо можно добавить грудное молоко.

Каши питательные и придают энергию растущему организму. Особенно их полезно вводить в рацион детей, которые медленно набирают ценные граммы. Злаки, перед тем как готовить, нужно промыть и перемолоть с помощью кофемолки. Варить на воде. Консистенция такой каши должна напоминать грудное молоко. Начинать введение в питание злаков нужно с тех, что не содержат белок глютен.

Обязательным компонентом каш и овощных блюд является растительное масло. Оно содержит жирные кислоты и витамины, которые нормализуют обмен веществ и укрепляют организм. Поэтому его нужно вводить в меню.

Его можно пить отдельно либо совмещать с печеньем. Начинать следует с 50 грамм, к годовалому возрасту количество кефира должно равняться 200 мл.

Таблица примерного меню ребенка на грудном кормлении к концу 5-го месяца жизни.

Возраст ребенка, мес. Время суток
6.00 10.00 14.00 18.00 22.00
5-6

Грудное

молоко 180–200 мл

Грудное молоко – 200 мл Пюре из овощей – 120 г, грудное молоко – 50 мл, сок – 20 мл

Грудное молоко – 180–200 мл

7 Каша – 140 г, ¼ куриного желтка, пюре из фруктов – 30 г, хлеб 5 г Пюре из овощей – 120 г, мясное блюдо – 40 г, пюре из фруктов – 40 г
8 Каша – 170 г, ½ желтка, пюре из фруктов – 30 г, творог – 10 г Овощное (150 г), мясное (40 г), фруктовое (30 г) пюре. Творог – 20 г, печенье – 10 г, грудное молоко – 170 мл

Грудное молоко – 200 мл

9–10 Каша – 170 г, ½ желтка, пюре из фруктов – 30 г Пюре из овощей – 160 г, мясное блюдо – 40 г, пюре из фруктов – 30 г Творог – 55 г, печенье  – 10 г, грудное молоко – 160 мл
11–12 Каша – 180 г, ½ желтка, пюре из фруктов – 30 г Суп из овощей – 55 г, пюре овощное – 150 г, мясо или рыба – 60 г Кефир – 125 мл, творог – 50 г, печенье –  15 г, грудное молоко – 120 мл

Если мама правильно распланирует день, распишет примерное меню с включением рекомендуемых продуктов, то организм малыша без проблем усвоит новую пищу. Перед тем как кормить малыша новой пищей, нужно обратиться к специалисту, который подскажет, с чего начинать и когда.

Общие постулаты прикармливания

Евгений Олегович Комаровский рекомендует родителям пользоваться следующими правилами прикорма:

  1. Вводить новый элемент питания только тогда, когда малыш здоров. Недомогание может спровоцировать нездоровую реакцию организма, и вы не сможете отследить реакцию крохи на новую пищу.
  2. Давать новую еду до основного приёма пищи. Затем докормите ваше чадо молоком либо детской смесью.
  3. Вводите продукты по одному. При отсутствии негативных реакций дайте малышу что-то новое через несколько дней.
  4. Не заставляйте ребёнка есть, если он выплёвывает пищу и отворачивается от ложечки. Повторите попытку по прошествии нескольких дней, может малыш распробует новый вкус, и он ему понравится.
  5. Заменяйте одно кормление новой едой постепенно. Изначально дайте ребёнку ложечку овощного пюре и докормите молоком. На следующий день дайте 2-3 ложечки пюре, и продолжайте увеличивать количество прикорма, пока он полностью не заменит один приём пищи.
  6. Рекомендуется вводить новый продукт утром. Если у крохи заболит животик либо проявится аллергическая реакция, вы сможете скорректировать ситуацию, и избежать бессонной ночи.

Прикорм по Комаровскому содержит соль. Педиатр утверждает, что она необходима детскому организму, точно так же как и взрослому.

Разница заключается лишь в количестве: ребёнку требуется совсем немного соли, чтобы пища не казалась ему пресной. Насчёт сахара врач категоричен, он утверждает, что не нужно специально сахарить блюда.

Традиционная схема введения продуктов в рацион грудничка

Таблица первого прикорма по дням наглядно показывает, в каком объеме рекомендуется вводить выбранный продукт.

Дни Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Объем пищи ¼ чайной ложки, один раз ½ чайной ложки, до 2 раз 30 гр, один раз 30-40 гр, один раз 40 гр, один раз 40-50 гр, один раз 50 гр, один раз

Первое блюдо, с которым необходимо познакомить кроху – гипоаллергенный овощ или каша. К таким относятся: цветная капуста и капуста брокколи, кабачки, гречка, рис.

Рекомендуемая схема прикорма в соответствии с возрастом представлена в таблице.

Возраст грудного ребенка Рекомендуемый продукт Примечание
От 6 месяцев Однокомпонентные (содержащие только один вид продукта) овощи Дополнительно при введении нового рациона надо начинать давать воду
7 месяцев Каши из гипоаллергенных злаков, имеющие монокомпонентный состав Растительные масла в суточном объеме ½ чайной ложки, сливочное масло не более 4 гр
8 месяцев Желток куриного яйца, мясные пюре, картофель Хлеб, печенье для детей с гипоаллергенным составом
9 месяцев Изделия из кисломолочных продуктов – детская ряженка, кефир, творожки и йогурты без наполнителей Увеличивается количество растительного и сливочного масла, хлеба при отсутствии кишечных реакций на него
10 месяцев Гипоаллергенные сорта фруктов и ягод Замена 1-3 кормлений

Прикорм грудного ребенка в 7 месяцев

Многие зерновые каши содержат глютен – белок, способный вызывать аллергические реакции и провоцировать развитие такой патологии тонкого кишечника, как целиакия. Чтобы избежать вероятности возникновения аллергии, детям в возрасте до 1 года показаны каши только из безглютеновых круп. По этой же причине не рекомендованы хлеб, кондитерские изделия (сушки, баранки, печенье) из пшеничной муки для грудничков.

К безглютеновым крупам относят рис, гречку и кукурузу, именно такой рацион каш предлагается маленьким детям. Не стоит пытаться разнообразить меню другими видами зерновых, в лучшем случае это не принесет пользы, в худшем – навредит здоровью.

Любимая старшим поколением манная каша, радовавшая родителей «тонкой» структурой и отсутствием необходимости измельчать продукт, также относится к глютеновым. Более того, специалисты не находят абсолютно никакой пользы в манке для маленьких детей, в составе манной каши практически исключительно углеводы, почти нет витаминов и полезных веществ. Она насыщает, наполняя желудок, и этим действие манки ограничивается.

Помимо отсутствия глютена к кашам для грудничков существуют еще два требования: отсутствие молока (возможно добавление грудного молока, но не молока животных) и монокомпонентность. Для маленьких детей правило «один прием пищи – один продукт» является залогом правильного функционирования кишечника. Не надо смешивать крупы, стараться добавлять в кашу фрукты или сахар, пищеварительная система испытывает нагрузку от монокомпонентных блюд, дополнительные включения могут спровоцировать расстройство кишечника или вызвать ответ иммунной системы.

Фото: diyago/Shutterstock.com

При введении каш, также, как и любых других видов пищи, необходимо наблюдать за изменениями в состоянии ребенка: характеристиками стула, особенностями реакций, которые могут быть связаны с болью или дискомфортом в животе, появлениями сыпи, признаками аллергии. Негативные реакции могут возникать не при первом знакомстве с новой едой, а при увеличении ее объема. Поэтому сначала в рацион в недельный период вводят новый продукт в полном объеме и оценивают состояние малыша, а затем переходят к новой разновидности. В противном случае возможно смешение аллергических реакций и сложности с определением аллергена.

Сегодня в продаже можно встретить значительное количество каш для детей: специально обработанные крупы измельчают и сублимируют, в большинстве случаев такую кашу нет необходимости варить, надо только добавить горячей воды и остудить перед кормлением. Это оптимальный вариант для тех мам, кто не видит необходимости в приготовлении и измельчении маленьких порций каши перед каждым кормлением.

Каши вводят в рацион в большинстве случаев во вторую очередь, через месяц после освоения овощных пюре. Схема введения такая же, как и с овощами: начинать с чайной ложки нового продукта в день, постепенно доводя до необходимого объема. Кашу дают детям на завтрак, перед грудным кормлением. Замена кашей вечернего кормления перед сном «для сытости» и удлинения периода ночного сна противоречит принципам здорового питания и порицается педиатрами за способность перегружать пищеварительную систему.

Как вводить педагогический прикорм?

Введение педагогического прикорма ребенку должно производиться постепенно. Мамы начинают предлагать малышу небольшие кусочки пищи, размером с рисовое зернышко. Специалисты такое объем пищи нередко именуют микродозой. При этом ребенок должен видеть, что ему предлагают пищу, которую вместе с ним ест мама. Это служит для малыша своего рода примером, поэтому уже через несколько таких приемов младенец уже самостоятельно начинает проверять, что у мамы в тарелке.

Чтобы сформировать правильный интерес к новой пище, врачи рекомендуют предлагать малышу не более трех микродоз пищи за один прием. Такой объем не нагружает пищеварительную систему малыша. В большинстве случаев еда выводится из организма поначалу в непереваренном или полупереваренном виде. Однако даже на такой объем пищи в организме крохи начинают синтезироваться ферменты. В день малышу можно предлагать только одно новое блюдо.

Когда начинать педагогический прикорм?

Если естественный прикорм педиатры рекомендуют вводить на 3-4 месяце жизни младенца, то в отношении педагогического нет строгих рекомендаций. Оптимальным временем для включения в рацион младенца такого типа пищи является возраст 6 месяцев. К этому времени пищеварительная система малыша крепчает и становится готовой к приему новых видов пищи.

Однако каждый организм индивидуален, поэтому перед введением педагогического прикорма необходимо проконсультироваться с педиатром. Недоношенные дети, малыши с отставанием в развитии могут быть не готовы к изменению их рациона, даже небольшому, частичному.

Педагогический прикорм – с чего начать?

Решая ввести педагогический прикорм, что лучше давать и как – многие мамы не могут самостоятельно определиться. Специалисты в качестве первых микропроб советуют использовать гипоаллергенные продукты. Это позволит избежать возможных реакций со стороны маленького организма. Различные каши на воде, супы, картофельное пюре, рис – отличный вариант для знакомства со «взрослой» едой.

Первые порции по размерам не должны превышать того объема пищи, который помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев. Такой щепотки хватит для первого раза. Для жидких продуктов микродоза должна составлять 0,5 чайной ложки, которую наливают в маленькую чашечку. При этом какая-либо схема педагогического прикорма не используется, ребенку дают то, что ест мама.

Правила педагогического прикорма

Если естественный прикорм ребенка выводится с целью включения в рацион новых блюд, то педагогический преследует цель только знакомства малыша с новыми продуктами.

Учитывая этот факт, мама должна соблюдать следующие правила:

  1. За один раз давать ребенку не больше трех микродоз тех блюд, что ест мама.
  2. Продолжительность педприкорма должна составлять 3-4 недели.
  3. Такой прикорм нельзя заменять прикладыванием к груди.
  4. Увеличение размера порции производят постепенно.
  5. Чтобы сохранить интерес малыша к еде, мама должна до 11 месяцев ограничивать объем одного блюда. После того как малыш съест 3 чайные ложки одного продукта и просит еще, необходимо предложить ему другое блюдо.

Грудное вскармливание

Исключительное грудное вскармливание в течение шести месяцев имеет много преимуществ для детей грудного возраста и их матерей. Основными из них являются защита от желудочно-кишечных инфекций, наблюдаемая не только в развивающихся, но и в промышленно развитых странах. Благодаря раннему началу грудного вскармливания – в течение часа после рождения ребенка — обеспечивается защита новорожденного от инфекций и снижается смертность новорожденных. Риск смерти в результате диареи и других инфекций может быть более высоким среди детей, находившихся ранее на частичном грудном вскармливании или вообще не находившихся на грудном вскармливании.

Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ для детей в возрасте 6-23 месяцев. Оно может обеспечивать половину или более всех энергетических потребностей ребенка в возрасте 6-12 месяцев и одну треть энергетических потребностей ребенка в возрасте 12-24 месяцев. Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ во время болезни и способствует снижению смертности среди детей, испытывающих недостаточность питания.

Дети и подростки, находившиеся в грудном возрасте на грудном вскармливании, с меньшей вероятностью имеют избыточный вес или страдают от ожирения. Кроме того, они демонстрируют более высокие результаты тестов на интеллектуальное развитие и лучшую посещаемость школ. Грудное вскармливание связано с более высоким доходом во взрослой жизни. Улучшение развития детей и снижение расходов на здравоохранение путем грудного вскармливания приводит к экономическим преимуществам как для отдельных семей, так и на национальном уровне (1).

Более длительное грудное вскармливание способствует также укреплению здоровья и благополучия матерей; оно снижает риск развития рака яичников и молочной железы и позволяет делать перерывы между беременностями — исключительное грудное вскармливание детей в возрасте до шести месяцев оказывает гормональное воздействие, которое часто вызывает отсутствие менструаций. Это естественный (хотя и ненадежный) метод предупреждения беременности, известный как метод лактационной аменореи.
Необходимо оказывать поддержку матерям и семьям для обеспечения оптимального грудного вскармливания их детей. Действия, позволяющие защитить, укрепить и поддержать грудное вскармливание, заключаются в следующем:

  • принятие политики, такой как Конвенция Международной организации труда по защите материнства № 183 и Рекомендация № 191, дополняющая Конвенцию № 183 путем предложения более длительного отпуска и более значительных преимуществ;
  • Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока и последующие соответствующие резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения;
  • осуществление Десяти принципов успешного грудного вскармливания, изложенных в Инициативе по созданию в больницах благоприятных условий для грудного вскармливания, в том числе таких как:
    • обеспечение контакта «кожа к коже» между матерью и ребенком сразу же после родов и начало грудного вскармливания в течение первого часа жизни ребенка;
    • грудное вскармливание по требованию (то есть так часто, как того хочет ребенок, днем и ночью);
    • совместное пребывание в одной палате (позволяющее матерям и грудным детям находиться вместе 24 часа в сутки);
    • детям не следует давать дополнительные пищевые продукты или питье, даже воду.
  • вспомогательные службы здравоохранения, обеспечивающие консультирование по вопросам кормления детей грудного и раннего возраста при всех контактах с лицами, осуществляющими уход, и детьми раннего возраста: во время дородового и послеродового наблюдения, посещений на дому здоровых и больных детей и иммунизации; и
  • поддержка со стороны сообщества, включая группы поддержки матерей и мероприятия по укреплению здоровья и санитарному просвещению на уровне отдельных сообществ.

Распространению практики грудного вскармливания в значительной мере способствуют вспомогательные мероприятия, и уровни распространенности исключительного и длительного грудного вскармливания могут быть улучшены в течение нескольких лет.

Возможные реакции

Введение прикорма при искусственном вскармливании не всегда проходит успешно. У многих детей в ответ на употребление нового продукта возникают аллергические реакции. Сыпь чаще всего локализуется на лице, но может распространяться и по всему телу и причинять немало беспокойства малышу. Аллергическая реакция может возникнуть абсолютно на любой продукт как промышленного, так и домашнего происхождения.

Другая частая проблема при введении новых блюд – изменение стула. Одни дети реагируют на незнакомые продукты диареей, тогда как другие несколько дней не могут опорожнить кишечник. И запоры, и жидкий стул являются поводом прекратить прикорм и заменить не подошедший малышу продукт.

Когда можно снова начинать вводить прикорм? Не ранее, чем через 3 дня после стихания симптомов аллергии. При выраженной реакции стоит отложить аллергенное блюдо на месяц. Через 4-6 недель можно снова попробовать ввести в рацион малыша этот продукт в маленьких дозах.

Правила выбора молочной смеси

В первые месяцы своей жизни ребенок не может объяснить, что его беспокоит, а причин для беспокойства может быть сколько угодно. Одной из таких причин является неправильный выбор питания для ребенка-искусственника, которые негативно сказывается на пищеварении крохи.

Кишечными коликами страдают половина всех грудничков. Кроме того, неправильно подобранная смесь может привести к расстройству кишечника крохи и дальнейшему снижению веса.

Именно поэтому очень важно подходить к выбору смеси со всей ответственностью. С целью облегчения выбора молочных смесей для новорожденных младенцев, для всего ассортимента продукции существует классификация

Классификация смесей по консистенции

Следует отметить, что, несмотря на консистенцию молочных смесей для кормления грудничков, они делятся на два вида: кислые и пресные. По консистенции же выделяются следующие виды смесей:

  • Сухие смеси составляют до 90% всех представленных продуктов. Эти смеси напоминают сухой порошок, герметически упакованный в картонную или металлическую коробку. Перед употреблением достаточно разбавить порошок кипяченой водой.
  • Жидкие смеси нуждаются только в разогреве, так как полностью готовы к употреблению. Недостатком считается их небольшой ассортимент и маленький срок хранения.

Классификация смесей по их составу

Производители смесей для искусственного вскармливания утверждают, что весь ассортимент продукции изготавливается из цельного молока. Отличия зависят от степени обработки основного продукта и поэтому выделяются:

  • адаптированные (основа таких смесей – деморализованная сыворотка). Они легкие, питательные, хорошо усваиваются детским организмом, что делает их идеальным вариантом для питания новорожденных детей. Представлены такие смеси следующими марками: Nestle Nan, Semper, Nutricia Nutrilon;
  • частично адаптированные – можно сказать, что этот тип смесей для искусственников наиболее похож на грудное молоко, однако в его составе помимо лактозы содержится и сахароза;
  • последующие – для их изготовления используется цельное сухое молоко, сахароза и крахмал;
  • неадаптированные – основаны на казеине. Они усваиваются детским организмом тяжелее, поэтому их рекомендуется давать только после 6 месяцев, когда происходит развитие пищеварительной системы малыша. Представлены неадаптированные смеси Similac, Nestle Nistogen, Малютка.

Классификация смесей по назначению

Случается, что из-за некоторых особенности организма ребенка к молочным смесям предъявляются особые требования, которые могут быть как специализированные, так и лечебные. Выделяются следующие виды смесей:

  • для кормления недоношенных детей – продукт богат сывороточным протеином и белком, включает в себя необходимые малышу витамины, и имеет высокую калорийность;
  • для кормления детей, страдающих железодифицитной анемией – смеси имеют повышенное содержание железа, разрешены детям от 4 месяцев, могут использоваться и в профилактических целях;
  • кисломолочные смеси – идеальны для кормления детей с нарушенным пищеварением: кишечные колики, дисбактериоз, запор, рвота или срыгивания. Этот продукт имеет в своем составе бифидо и молочнокислые бактерии;
  • гипоаллергенные смеси – рекомендованы для малышей, страдающих аллергией на коровье молоко;
  • соевые и безлактозные смеси – рекомендуются детям, страдающим от аллергии на коровье молоко, применяется в тех случаях, когда другие гиппоаллергенные смеси не дают должного результата;
  • антирефлюксные смеси – рекомендованы в случае частых срыгиваний малыша, поскольку содержат в своем составе специальные компоненты – загустители (кукурузный или рисовый крахмал, клейковину рожкового дерева).

Выбор продуктов

Выбор первого продукта для прикорма ребёнка-«искусственника» согласовывается с педиатром. Прежде всего врач оценивает, как ребёнок набирает вес, учитывает особенности его пищеварения. Если малыш упитанный, что часто бывает при искусственном вскармливании, то доктор порекомендует овощное пюре (фруктовое даётся уже позднее, поскольку оно более вкусное для ребёнка). Оно также поможет справиться с запорами, если они имеются.

Первый прикорм в виде овощного пбре — вариант для упитанного малыша, тем более если он склонен к запорам

Если же у младенца дефицит массы тела, то предпочтительнее начать прикорм уже с каши, которая более калорийна. Кроме того, такая «взрослая» еда особо актуальна, если кроха склонен к поносам, страдает железодефицитной анемией. В последнем случае стоит употреблять каши промышленного производства, обогащённые железом и прочими микроэлементами.

Первый прикорм кашей поможет быстро набрать вес при его дефиците и справиться с поносами

Интересно, что доктор Е. Комаровский предлагает три вида первого прикорма. Помимо указанных овощных пюре и молочно-крупяных каш, педиатр предлагает третий вариант — кисломолочный. Речь идёт о нежирном кефире, ведь по составу он очень похож на адаптированную детскую смесь, поэтому организм младенца без проблем воспримет прикорм. Однако Комаровский уточняет, что в прежние времена повсюду были молочные кухни, сейчас же их найти трудно, а качество магазинного детского кефира под большим вопросом.

Комаровский является сторонником кисломолочного прикорма, но только если нежирный кефир имеет хорошее качество

При выборе конкретных продуктов для прикорма нужно учитывать следующее:

  1. Многие мамы не могут решить, какие пюре лучше — покупные баночки или приготовленные в домашних условиях. Следует знать, что в промышленных условиях для приготовления детского питания используются экологически чистые, специально приготовленные овощи и фрукты, продукция тщательно проверяется. Другой момент — нужно внимательно читать этикетку, в частности, проверяя отсутствие в питании сахара и соли. Если же женщина решила готовить овощное или фруктовое пюре самостоятельно, продукты нужно выбирать по сезону, причём, местные (импортные, скорее всего, будут обработаны химикатами, пагубными для детского организма). Идеальный вариант, конечно же, — урожай со своего огорода. Можно заблаговременно, ещё в конце беременности, заготовить в морозилке порезанные овощи, — если период начала прикорма по расчётам приходится на холодное время года.
  2. Фрукты малышу можно предлагать не только в виде пюре, но и в составе компотов, в том числе из сухофруктов. Здесь опять-таки предпочтительнее засушивать их в домашних условиях, ведь покупные сушёные смеси могут быть обработаны химическим веществами. Свежевыжатые фруктовые и овощные соки в первые месяцы прикорма нужно обязательно разбавлять водой.
  3. Мясные пюре, как и фруктово-овощные, можно покупать в баночках. Домашнее же блюдо можно делать только из проверенного мяса.
  4. Супы малышам до года следует готовить только на овощном бульоне. Вариант на мясном — слишком большая нагрузка для пищеварительной системы.
  5. При приготовлении детских блюд не используют соль, сахар, а тем более специи. Конечно, взрослым такая пища кажется пресной, но у младенца совсем другое вкусовое восприятие.
  6. Коровье молоко ребёнку до года лучше не давать в чистом виде, чтобы избежать аллергии и тяжёлого расстройства пищеварения.

Возможные проблемы введения прикорма

При введении прикорма родители могут столкнуться с двумя основными проблемами:

  1. Аллергическая реакция на новый продукт. Если после дегустации у малыша появилась сыпь, покраснение кожи, зуд, то это не значит, что блюдо нужно навсегда исключить из рациона. Скорее всего, организм просто не готов на данном этапе принять продукт — маме следует подождать 1–2 месяца и попробовать повторить дегустацию. Вероятно, на этот раз всё пройдёт нормально. То же самое можно сказать и про неприятие нового блюда пищеварительной системой (после прикорма у младенца возникают колики, нарушение стула).

  2. Ребёнок отказывается принимать в пищу определённое блюдо. Здесь нужно вести себя деликатно, ни в коем случае не применяя силу. Прежде всего, ребёнок — живой человек со своими предпочтениями (ведь и взрослые любят далеко не все продукты). Взрослые должны считаться с желаниями малыша, но при этом ненавязчиво настаивать на своём. Стоит взять паузу на пару недель, а затем снова ласково предложить крохе ту же самую кашку или пюре. Если же первый прикорм прошёл нормально, а затем малыш вдруг начал есть неохотно, просто не нужно заставлять кушать всю порцию. Возможно, ребёнок просто не в настроении, или же аппетит пропал из-за вздутия животика или боли в дёснах из-за прорезывания зубов.

Возраст для начала прикорма

Современные адаптированные смеси идеально подходят для ребенка, но не могут полностью удовлетворить потребности растущего, развивающегося организма, как это делает грудное молоко. Его состав изменяется по мере развития малыша, у каждой кормящей женщины он индивидуален. Именно по этой причине при искусственном вскармливании прикорм вводится немного раньше.

На самом деле, даже мнения педиатров расходятся. Согласно данным современной Всемирной Организации Здравоохранения, ранний прикорм с 3 месяцев опасен дня здоровья ребенка. Необходимые ферменты для переваривания твердой пищи начинают вырабатываться в 4 месяца. Следовательно, знакомство с новой едой откладывается до возраста 4,5-5 месяцев.

Внимание! Твердая пища – это не что-то жесткое, сухое, требующее пережевывания. Этим термином называют все детские продукты, кроме грудного молока и адаптированной смеси

Переход к нормальной еде (кашам, пюре, даже кефиру) – это введение твердой пищи.

Когда начинать вводить прикорм: правила и особенности введения

Введение прикорма очень серьезная вещь. Довольно часто мамы торопятся накормить любимое чадо чем-нибудь вкусненьким, искренне волнуясь, что ребенку должно быть надоело каждый день кушать одно и то же.

Между тем, следует понимать, что каждый ребенок сугубо индивидуален, что не дает возможности говорить о конкретных рамках введения прикорма. Существует мнение, что дети на грудном вскармливании могут до полугода получать только материнское молоко, а малышам-искусственникам можно начать знакомство со «взрослой» пищей на пару месяцев раньше

Раннее и некорректное введение прикорма может быть чревато для организма крохи. Его пищеварительная система еще очень хрупка и не сформирована. На новые продукты, введенные раньше срока, у ребенка могут проявиться различные негативные последствия, начиная от аллергии и стоматита, и заканчивая серьезными нарушениями желудочно-кишечного тракта.

О готовности малыша употреблять в пищу другие продукты, кроме молочной смеси, могут свидетельствовать сформированность системы пищеварения и созревание нервной системы, в том числе и головного мозга. Чтобы определить, наступил этот момент или нет, следует ориентироваться на следующие признаки:

  • перед началом введение прикорма вес малыша должен увеличиться примерно в 2 раза;
  • ребенок утратил выталкивающий рефлекс языком, учится пить из ложки, не выплевывая жидкость;
  • ребенок умеет сидеть, поворачивать голову, мотать ею, показывая тем самым, что он не хочет больше есть;
  • если малыш, находящийся на искусственном вскармливании за день съедает больше литра молочной смеси и при этом остается голодным, значит он готов к прикорму;
  • кроха интересуется «взрослой» пищей и постоянно пытается ее попробовать.

Для начала введения прикорма не стоит дожидаться проявления всех признаков готовности малыша. Перед знакомством с новыми продуктами, следует проконсультироваться с детским врачом, который и поможет составить корректную таблицу прикорма.

Как вводить прикорм

Решив, с чего начинать прикорм в 5 месяцев, нужно запомнить, как его вводить.

Итак, главное правило введения прикорма – один продукт в неделю. Сначала новый продукт дают пол чайной ложечки. Следят за реакцией. На следующий день порцию удваивают, т.е. дают уже ложечку. В конце недели порция составляет 10-15 ложек. Помните, что это лишь прикорм! Основной едой у младенца до года остается молоко или смесь. То есть после кормления малыша пюре или кашей его необходимо докормить смесью. В таком случае не произойдет проблем с пищеварением и не будет стрессовой ситуации для ребенка.

Часто случается, что малыш отказывается от предложенной пищи, даже не попробовав ее. Это не значит, что он не готов к прикорму

Просто многие дети очень осторожно относятся к новому. Предлагать нужно 7-11 раз

Но также бывают случаи, что малыш, попробовав, выплевывает пищу. Это также из-за нового вкуса. Для более знакомого ему вкуса можно добавить в пюре или кашу немного смеси (или грудного молока). Но если и такое он есть не хочет, то не стоит настаивать – предложите другой продукт.

Предлагать новый продукт нужно утром, и делается это лишь 1 раз в день. В этом случае можно заметить реакцию организма (высыпания, покраснение), да и при пищевом невосприятии легче перенести это днем, чем ночью.

Не стоит начинать давать новый продукт, если малыш болеет, скоро предстоит или только сделали вакцинацию, да и просто у него нет настроения. Это лишь добавит стресса. Лучше подождать, когда все будет хорошо, и дать малютке попробовать что-то новенькое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector