Как тест роршаха может определить психическое состояние пациента (это ведь просто пятна)?
Содержание:
- Как объяснить ответы получаемые в результате просмотра пятен Роршаха
- Как определить чудака
- Психоаналитический подход к тесту Роршаха
- Тест Роршаха ответы психов. Тест Роршаха: картинки и расшифровка. Описание карточек
- Выполнение теста Роршаха при различных формах шизофрении
- Процедура тестирования
- Об авторе теста Роршаха
- Примечания
- Эффективность и уникальность теста
- Общие принципы тестирования
- Тестирование и результаты
- Зачем проходить тест роршаха
- Об авторе теста
Как объяснить ответы получаемые в результате просмотра пятен Роршаха
1) Анализ того, как видит испытуемый объект
Если испытуемый описывает объект полностью, опирается на целостный образ, не важно происходит это в начале или вообще, то испытуемый при изучении объектов старается изучить непосредственно все связанное с объектом. Если описывается только отдельные части, то при познании мира испытуемый отдает предпочтение деталям и ему не важно их взаимодействие
(Пример: Можно описать, что воробей сидит на веточке, где растет листочек, а на нем гусеница. Но при этом можно сказать, что это просто старая покрышка)
2) Как описывается форма объекта. Если испытуемый описывая кляксу упоминает, что фигура имеет хорошую форму, то это основной признак того, что человек может себя контролировать при личных побуждениях. Еще считается, что форма в ответе является основным элементом интеллекта человека. Когда форма довольно слабо описывается, то о таком человеке можно сказать, что он обладает недостаточным самоконтролем и способен срываться в некоторых ситуациях. Если при этом к форме добавляется движение, то это явный признак наличия творческих способностей, а также воображения. Движение может делиться на два типа: активное (двигается автомобиль) и пассивное (идет время или уйти от судьбы). В зависимости от типа движения можно судить о том, к какому типу движения больше склонен испытуемый.
3) В каком цвете описываются объекты. Если используется такие цвета, как: белый, серый, черный – это говорит о опыте сдерживания в себе аффекта. Если при ответах используется цвет в сочетании с формой – такая личность хорошо контролирует свою эмоциональность, адекватно себя ведет в межличностных отношениях, при необходимости может сопереживать. Если при ответе испытуемый использует оттенок цвета – такая личность сильно восприимчива при общении общении и серьезно относится к нюансам при этом общении.
4) Стандартизация ответа. Если человек отвечает стандартно и видит фигуры, которые видят и другие испытуемые, то это свидетельствует и стереотипном мышлении человека. У него нет своего мнения, а при решении вопросов, подобно клише используются методы, которые до этого уже кто-то применял.
5) Если испытуемый видит движение неодушевленных объектов – это говорит о том, что этой личности характерны внутренние страхи, происходит внутренний конфликт, а во многих ситуациях он чувствует себя беспощадным. Исходя их этого при проблеме люди видящие движения пытаются побороть проблему благодаря своим внутренним ресурсам, а те кто не описывают движение при решении проблем стараются привлечь как можно больше внешних ресурсов.
6) Прозрачность объектов. Если в ответе человек видит прозрачное платье или внутреннее содержание сквозь тонкую пелену, то такой человек страдает нарушением мышления.
Данный тест позволяет комплексно оценить личность, но самое главное, что есть возможность получить такие данный:
Степени реалистичности восприятия действительности (использовании в ответах существующих форм объектов);
Эмоциональном отношении к окружающему испытуемого мира;
Эгоцентризм личности (обратить внимание на то, как испытуемый использует симметрию – для получения целого образа или использования в паре);
Степень активности или пассивности при общении с окружающим миром.
Далее я приведу пример этих знаменитых пятен Роршаха, а также укажу, какие наиболее частые ответы используются для описания, чтобы вы имели возможность оценивать стандартность ответов.
Пятно №10 (Гусеницы, черви, краб, омар, паук, голова кролика)
Когда получены ответы на все картинки, то можно приступать к анализу этих ответов. Многие психологи и психиатры считают тест Роршаха валидным, т.е. таким, который можно применять и он достаточно точно дает ответы на все возникающие вопросы о личности. На этом будем заканчивать, а вы можете продолжать анализировать себя и окружающих. Кстати вот тут описаны другие популярные тесты.
Как определить чудака
Всем нам приходилось встречаться с чудаками, то есть людьми со странностями, думающими и поступающими по-своему, не так, как большинство окружающих. Благодаря нестандартности своего мышления, способности к неожиданным и на первый взгляд нелогичным ассоциациям, такие люди иногда добиваются больших успехов в науке и в любых видах творчества. Но как часто они оказываются беспомощными в обычной практической деятельности, беззащитными перед жизнью!
Степень проявления чудаковатости бывает различной. Порою она выражается лишь в отдельных экстравагантных поступках и недостаточно логичных высказываниях. В определенных случаях парадоксальность эмоций и поведения, отгороженность от людей, избирательная односторонняя активность позволяют предположить у таких субъектов психическое заболевание. Иногда даже опытным психиатрам бывает трудно провести границу между «здоровым чудаком» и психически больным. Но как бы ни классифицировать это своеобразие мышления, ясно одно: из-за непредсказуемости поступков в сложных ситуациях таких людей не следует рекомендовать на ряд ответственных должностей
Так что выявление чудаков во многих случаях чрезвычайно важно для общества. Нам кажется, например, что целесообразно проверять на «чудаковатость» всех экстрасенсов, прежде чем принимать на веру их необыкновенные способности
В повести братьев Стругацких «Волны гасят ветер» функционирует Институт чудаков, в нем каждый посетитель подвергается специальному обследованию в камере скользящей частоты на выявление «латентных метапсихических способностей», иначе говоря, на «скрытую» чудаковатость. Эта самая чудаковатость в настоящее время может обнаруживаться и без специальной камеры — посредством теста Роршаха.
Оказалось, что чудачество проявляется не только в мышлении, но и в восприятии. Чудаки воспринимают пятна Роршаха менее стандартно, более избирательно, чем обычные здоровые люди. В то же время они очень «вольно» обращаются с пятнами, игнорируют их форму, величину, соотношения одних пятен с другими. Здесь, в популярной статье, мы не будем останавливаться подробно на способах диагностики чудаков, пускай это останется «секретом фирмы».
Рис. Таблица VII теста Роршаха, перевернутая на 180 градусов. Больной шизофренией с острым чувственным бредом увидел три предмета: ранету, кресло, кушетку. Он сам изобразил их в той последовательности, в какой, с его точки зрения, они располагаются друг за другом. Что в этом толковании странного? Объемность восприятия плоского изображения, несопоставимость предметов. И, наконец, если «ракету» и «кресло» можно увидеть в пятне, то от «кушетки» видны только «ножки» (все остальное заслонено другими «предметами»). Больной достраивает их до «целой кушетки» — типичный пример так называемого конфабуляторного ответа.
Психоаналитический подход к тесту Роршаха
А) Специфичность таблиц Роршаха
Таблицы I и IV расцениваются как отцовские.
Таблицы VII и IX расцениваются как материнские.
Таблица II символизирует агрессивность.
Таблица III символизирует мужественность.
Таблица IV — вызывает сексуальные интерпретации.
Б) Психоаналитическая интерпретация содержания ответов
Anus, ягодицы, следящие глаза — паранойя.
Грудь — у людей, обделенных в детстве материнской заботой.
Скелеты, черепа — мазохизм или депрессия.
Взрывы, вулканы — чувство беспомощности.
Дикие животные — агрессивные тенденции.
Эмблемы — подавленное стремление к власти.
Растоптанные насекомые указывают на напряженные взаимоотношения с сибсами.
Большое указание на объекты
— свидетельство инфантилизма.
Глаза, маски — паранойя (желание спрятаться).
Красный цвет — любовные, агрессивные, садистические представления.
Шок на белое — страх перед женскими гениталиями у мужчин; у женщин
— «нежелание быть женщиной, отрицание женского начала».
Интерпретация черного цвета — символ авторитета, отражение вины, мятежа, страха, суда, «злого негативного мужского начала».
Сексуальные ответы — актуальность сексуальных проблем.
Анатомические ответы у испытуемых, не являющихся медиками — ипохондрия.
Чудовища, ведьмы, дикие животные, кровь, огонь, дым, орудия агрессии, люди или животные в состоянии борьбы — тревожность и агрессия.
В) Свидетельства стадий развития либидо:
W — оральность;D — генитальность; Dd — анальность.
Комплексы — оральные (зубы, рты, кости животных, указание на пищу и женскую грудь); анальные (экскременты, указания на anus); фаллические (сверла, термометры); садистические (воинственные сцены, щипцы, ножницы); мазохистские (ряд ответов с кинестезиями сгибания).
Тест Роршаха ответы психов. Тест Роршаха: картинки и расшифровка. Описание карточек
- Локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
- Детерминанты (что именно используется для формирования ответа: форма изображения, его цвет, форма и цвет одновременно и т. д.);
- Уровень формы (насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
- Содержание (чего или кого именно касается ответ: людей, животных, растений, неодушевленных предметов, абстрактных фигур и т. д.);
- Оригинальность — популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).
карточка 1. «летучая мышь, бабочка, моль»
- Для кого-то летучая мышь означает что-то нечистое или демоническое, для кого-то — путь сквозь тьму и перерождение.
- Бабочки символизируют переходный период, трансформацию, а также способность расти, изменяться и преодолевать препятствия.
- Моль символизирует чувство недооцененности, недовольство собственной внешностью, а также слабость и раздражение.
- Морда животного, в частности слона, символизирует умение реагировать на проблемы, страх и нежелание заглянуть внутрь себя. Такое восприятие картинки может также символизировать наличие серьезной проблемы, которая игнорируется, и служить замечанием по вопросу, которого человек старается избегать.
карточка 2. «два человека»
- Две фигуры символизируют созависимость, одержимость сексом, неоднозначные чувства в отношении секса или зацикленность на отношениях.
- Человек, который смотрит на себя в зеркало, символизирует эгоцентризм или самолюбование. Это может быть и отрицательная, и положительная черта, в зависимости от чувств человека.
- Собака символизирует преданного и верного друга. Если пациент увидел что-то негативное, это может свидетельствовать о необходимости осознать собственные страхи и чувства.
- Слон может символизировать глубокомыслие, память и ум, но также — отрицательное физическое самовосприятие.
- Медведь может символизировать агрессию, конкуренцию, независимость, восстановление, а также — чувство уязвимости, незащищенность или открытость и честность (игра слов по-английски: bear
— медведь, bare — обнажать, обнаруживать, разоблачать). - Эта карта имеет сексуальное значение, поэтому, если кто-то видит человека, который молится, это может символизировать отношение к сексу в контексте определенных религиозных верований. Кровь может означать, что человек ассоциирует физическую боль с религией, а также обращается к молитве, переживая непростые эмоции (например, гнев), или ассоциирует гнев с религией.
Выполнение теста Роршаха при различных формах шизофрении
А) Простая шизофрения — н изкий F+%, уменьшение числа как кинестетических (М), так и цветовых ответов, высокий А%, обедненный тип восприятия D-Dd, преобладание частей человеческих фигур над целыми образами, анатомические ответы, неопределенные ответы, персеверации при малом общем количестве ответов и наличии одной или двух патологических вербализаций.
Б) Гебефреническая шизофрения — б ольшое количество цветовых ответов и экстратенсивный тип переживания.
В) Параноидная шизофрения — большое количество целостных ответов с плохой формой (F-%), конфабуляторные интерпретации, снижение количества популярных ответов, отсутствие кинестетических интерпретаций, склонность к персеверациям и случайным ассоциациям, отсутствие цветовых ответов, бедность содержания и отсутствие указаний на человеческие образы. Кинестетические ответы (М), ответы Dd и указания на фрагменты белого фона свидетельствуют об идеаторной активности больных шизофренией. У больных с бредовыми формами шизофрении при интерпретации пятен Роршаха отражаются клинические особенности заболевания. При аффективно-бредовых приступах выявляются нарушения зрительной перцепции, мышления, аффективные расстройства, при парафренных синдромах выявляется органическая недостаточность, при систематизированном интерпретативном бреде выявляются склонность к детализации и выраженная тенденция к стереотипиям.
Г) Шизофренический дефект — уменьшение общего количества ответов, высокий удельный вес целостных ответов с плохой формой, отсутствие кинестетических ответов, нарастание персевераций и других признаков стереотипии.
Д) Острые (аффективно-бредовые) шизоаффективные расстройства — расширенный тип переживаний, сексуальные интерпретации, большое количество патологических вербализаций, указания на глаза, анатомию человека, кровь.
Е) Шизотипические расстройство:
1. При изменениях личности по типу «фершробен» — большое количество ответов, высокий удельный вес целостных ответов, много указаний на движение, цвет и цветотень.
2. При апато-абулическом дефекте — малое количество ответов и отсутствие интереса к исследованию, увеличение среднего времени, преобладание целостных ответов с плохой формой и популярных ответов, скудость содержания ответов.
3. При «психопатоподобной» шизофрении — редко выделяют наиболее вероятные обычные детали D, но чаще здоровых лиц указывают на необычные детали Dd (актуализация латентных признаков).
Патологические феномены у больных шизофренией при интерпретации пятен Роршаха: фабулизация, конфабуляторные ответы, невозможные и маловероятные комбинации, неадекватная активность, фабулизированные комбинации, контаминации, текучесть перцепции, феномен «принудительного цвета», феномен «прозрачности», фабулизация, диссоциация симметрии, символика, абстракции, абсурдные ответы, неопределенные ответы, аутистическая логика, ссылки на предшествующий ответ, ссылки на себя, амбитендентность, деструктивные интерпретации, переживание тревоги, внешней угрозы, агрессии, необычно выделенные части тела животных и человека, фабулизированные сексуальные ответы
Процедура тестирования
Процесс тестирования представляет из себя последовательное предъявление десяти чернильных пятен. Эти пятна симметричны, потому что, создавая из, Г. Роршах разливал чернила на одну половину листа, а затем складывал лист пополам, создавая аналогичный отпечаток на второй его половине.
Твоей задачей будет рассказать, на что, по твоему мнению, похоже предъявляемое пятно
Важно отвечать первое, что пришло в голову. Возможно, этот ответ тебе самой кажется нелогичным, но это нормально
Ассоциации далеко не всегда подчиняются очевидной логике.
На каждую карточку можно давать несколько ответов: ты вполне можешь увидеть в кляксе сначала цветы, потому озеро, а потом очертания человека – ни один из ответов не является неправильным, поскольку всё люди видят в пятнах что-то своё.
Фото автора Toa Heftiba Şinca: Pexels
Психолог записывает все твои ответ, иногда задаёт уточняющие вопросы. Далее, получив ассоциации от всех десяти карточек психолог приступит к обработке результатов. Маститые и опытные в работе с тестом Роршаха специалисты могут сделать это прямо при тебе при первой же встрече. Однако некоторым может понадобиться время на обработку полученных данных.
Ведь тест Роршаха – это довольно сложная и многоплановая методика, а значит для составления наиболее объемного портрета твоей личности, психологу нужно в своей интерпретации учесть множество факторов. Именно поэтому для овладения этим тестом необходимо проходить отдельное обучение.
Полноценная развернутая интерпретация результатов теста Роршаха может осветить следующие особенности личности:
- Тип мышления и его оригинальность;
- Характеристики интеллекта;
- Эмоциональное состояние;
- Способность к эмпатии;
- Самооценка;
- Межличностные отношения;
- Экстраверсия/интроверсия;
- Адаптивность к меняющимся условиям;
- Творческий потенциал;
- Уровень осознанности и способности контролировать собственные эмоции;
- Зрелость личности;
- Глубинные нереализованные влечения и желания;
Основываясь на этих результатах, можно определить направление дальнейшей психологической работы, наметить области, которые хотелось бы откорректировать
Важно понимать, что тест Роршаха – это всего лишь диагностический тест, после его прохождения ты не изменишься, но получишь возможность узнать чуть больше о себе
Фото автора Terricks Noah: Pexels
А напоследок автору придётся тебя огорчить. В России тест Роршаха крайне редко применяют на практике, потому что организаций, способных обучить этому методу и официально сертифицировать психологов и психиатров, крайне мало.
Однако этот тест далеко не единственный в арсенале психолога. Каждый психолог имеет набор методик, с помощью которых он может провести разностороннюю диагностику личности. Качество результатов здесь больше зависит не от теста, а от профессионализма человека, который его проводит.
Заполняя очередной психологический тест в интернете, ты получаешь машинный автоматический ответ. Заполняя же тот же тест в кабинете психолога, ты получишь намного более развернутую интерпретацию, которая будет базироваться не только на твоих ответах, но и на их сочетании и тех дополнениях, которые ты будешь говорить в процессе выполнения.
Так что если тебе интересно пройти тест Роршаха, обращайся к сертифицированному специалисту. Но не забывай, что это далеко не единственный психологический тест, и психологическое тестирование – это не психотерапия, а срез твоего состояния, чтобы после некоторого времени работы над собой вернуться к прежним результатам и отметить изменения.
Об авторе теста Роршаха
Герман Роршах родился 8 ноября 1884 года в Цюрихе (Швейцария). Он был старшим сыном неудачливого художника, вынужденного зарабатывать на жизнь уроками рисования в школе. Германа с детства восхищали цветовые пятна (по всей вероятности, результат творческих усилий его отца и собственной любви мальчика к живописи), а школьные друзья прозвали его Кляксой. Когда Герману было двенадцать, умерла его мать, а когда юноше исполнилось восемнадцать, скончался и отец. С отличием окончив среднюю школу, Роршах решил изучать медицину. В 1912 году он получил диплом доктора медицины Цюрихского университета, после чего работал в ряде психиатрических лечебниц. В 1911 году, еще во время учебы в университете, Роршах провел ряд любопытных экспериментов с целью проверить, отличаются ли одаренные художественными талантами школьники более развитым воображением при интерпретации обычных чернильных пятен. Это исследование оказало огромное влияние не только на дальнейшую карьеру ученого, но и на развитие психологии как науки в целом. Надо сказать, Роршах не был первым, кто использовал в своих исследованиях цветовые пятна, но в его эксперименте они впервые применялись в рамках аналитического подхода. Результаты первого эксперимента ученого со временем были утрачены, но на протяжении следующих десяти лет Роршах проводил масштабное исследование и разработал системную методику, позволяющую психологам определять типы личности людей с помощью обычных чернильных пятен. Благодаря работе в психиатрической клинике исследователь имел свободный доступ к ее пациентам. Таким образом, Роршах проводил изучение как психически больных людей, так и эмоционально здоровых, что позволило ему разработать систематический тест с применением чернильных пятен, с помощью которого можно анализировать личностные характеристики человека, определять тип его личности и в случае необходимости корректировать его.
В 1921 году Роршах представил итоги своего масштабного труда миру, опубликовав книгу под названием «Психодиагностика». В ней автор изложил свою теорию о личностных характеристиках людей. Одно из главных положений состоит в том, что в личности каждого человека представлены такие качества, как интроверсия и экстраверсия — иными словами, что нас мотивируют как внешние, так и внутренние факторы. По мнению ученого, тест с чернильными пятнами позволяет оценить относительное соотношение этих свойств и выявить любое психическое отклонение либо, напротив, сильные стороны личности. Психологическое научное сообщество практически не обратило внимания на первое издание книги Роршаха, поскольку в те времена господствовало мнение, что невозможно ни измерить, ни протестировать, из чего состоит личность человека. Однако со временем коллеги начали понимать пользу теста Роршаха, и в 1922 году психиатр обсудил возможности усовершенствования своей методики на собрании Психоаналитического общества. К несчастью, 1 апреля 1922 года, промучившись неделю сильнейшими болями в животе, Герман Роршах попал в больницу с подозрением на аппендицит, а 2 апреля умер от перитонита. Ему было всего тридцать семь лет, и он так и не увидел огромного успеха изобретенного им психологического инструмента.
Примечания
- Howard N. Garb, James M. Wood, Scott O. Lilienfeld, M. Teresa Nezworski (Jan 2005). «[www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0272735804001333 Roots of the Rorschach controversy.]». Clinical Psychology Review25 (1): 97-118. DOI:10.1016/j.cpr.2004.09.002.
- Garb HN (December 1999). «Call for a moratorium on the use of the Rorschach Inkblot Test in clinical and forensic settings». Assessment6 (4): 313–8. DOI:10.1177/107319119900600402. PMID 10539978.
- Pieter J.D., Drenth [www.allea.org/Pages/ALL/4/881.pdf#page=61 «Growing Anti-intellectualism in Europe: A Menace to Science» Annual Report 2003]. ALLEA (All European Academies) (2003). [www.webcitation.org/69ZckDUOs Архивировано из первоисточника 31 июля 2012].
- Scott O. Lilienfeld, James M- Wood and Howard N. Garb: [www.psychologicalscience.org/newsresearch/publications/journals/sa1_2.pdf What’s wrong with this picture?] Scientific American, May 2001
Эффективность и уникальность теста
Нельзя не отметить уникальность данного тестирования, которое действительно предоставило новые возможности для исследования особенностей человеческой личности. Предоставление столь широкого поля для воображения, для поиска образов и ассоциаций, выводит испытуемого на изучение своего собственного разума и восприятия всего, что его окружает. Также следует отметить тот факт, что бесформенные симметричные пятна невольно создают в подсознание индивида определённые образы, которые формируются сразу же, незамедлительно, с учётом особенностей личности испытуемого.
Эффективность теста Роршаха является предметом обсуждения многих специалистов в области психологии и психиатрии. Как уже было указано выше, существуют скептики, считающие, что тест не может называться эффективным из-за слишком пространных методов изучения. Кляксы предполагают слишком большой спектр ответов испытуемых, что потом довольно трудно сгенерировать в один общий результат.
В то же время тест Роршаха является весьма популярным у криминалистов. Особенности личности преступников часто проверяют именно таким методом. Также стоит отметить, что довольно много психологов и психиатров свидетельствуют в пользу эффективности данного метода тестирования. Психодиагностический тест пятна Роршаха является довольно эффективным, что показывает долгая практика его использования. После создания его в 1921 году, он существует и по сей день, являясь весьма популярным тестированием человеческой психики.
Общие принципы тестирования
Что из себя представляет тест Роршаха? Об этом поподробнее будет рассказано далее.
Пятна Роршаха — тестирование, состоящее из десяти табличек, на каждой из которых изображено по одной аморфной кляксе. Все пятна являются стандартными и симметричными. Также стоит отметить, что изображения могут быть чёрно-белыми и цветными.
Тестирование осуществляется следующим образом: психиатр предоставляет испытуемому бумажные листы с чернильными пятнами неправильной формы для того, чтобы тот описал ему изображение на бумаге. Испытуемый должен ознакомиться с предлагаемыми изображениями, а затем сказать о том, какие мысли, образы или идеи приходят ему в голову. Психодиагностика личности индивида осуществляется по специальной методике толкования.
Существует специальная разработанная система символов, по которой формализуется каждый ответ испытуемого. Формализация осуществляется по пяти следующим счётным категориям:
- Локализация — испытуемый может выбрать для ответа отдельные детали изображения или всё изображение в целом;
- Детерминанты — формирование ответа может предполагать использование форму изображения, цвет, или же формы и цвета одновременно;
- Уровень формы — тут оценивается адекватность отражения формы изображения в ответе. В качестве критерия используются наиболее часто получаемые критерии;
- Содержание — ответы, которые даются испытуемыми могут изображать людей, животных, а также неодушевлённых предметов;
- Оригинальность и популярность — тут довольно просто: испытуемые могут давать оригинальные ответы и популярные. Оригинальные ответы называются индивидами редко, в то время как популярные встречаются больше, чем у трети респондентов.
Все ответы обозначаются следующими символами:
- H — эта буква обозначает человеческие фигуры. Они могут указываться целыми или почти целыми;
- (H) — человеческие фигуры, но в этом случае уже лишённые реальности. Это обозначает скульптуры, рисунки, мифических существ, карикатуры;
- (Hd) — обозначение отдельных частей человеческих фигур;
- A — фигура животного — почти целая или целая;
- (A) — животное из мифологии, чудовище, рисунок животного или карикатура;
- Ad — голова и лапы животного, или же другие части;
- At — обозначение человеческих внутренних органов. Обычно этими органами являются печень, сердце или почки;
- Sex — отсылки на половые органы, или же на сексуальную деятельность. Также это обозначение служит для отсылок к тазу или нижней части;
- Obj — предметы, сделанные руками человека;
- Aobj — предметы, созданные из различных животных материалов;
- Aat — внутренние органы животных;
- Food — обозначение продуктов питания;
- N — различные природные пейзажи;
- Geo — реки, заливы, острова и карты;
- Pl — обозначение растений всех видов — деревья, овощи, плоды, цветы, а также части растений;
- Arch — обозначение архитектурных сооружений;
- Art — рисунок, но который не имеет специфического содержания. Это может быть рисунок, нарисованный акварелью, или же детский рисунок;
- Abs — концепции абстрактного содержания — «любовь», «сила», «власть»;
- Bl — обозначение крови;
- Fi — огонь.
Также могут встречаться и другие обозначения, но они уже указываются полными словами, так как являются более редкими, чем все вышеуказанные в списке.
Тестирование и результаты
Стимульный материал к тесту Роршаха – 10 карточек с симметричными изображениями, которые создаются чернильными пятнами, мало напоминающими очертания чего-либо конкретного. Половина карточек цветные, половина – чёрно-белые. Задача испытуемого – рассказать и детализировать, что он видит на картинке. Время прохождения теста неограниченно.
Человек не знакомый с нюансами психодиагностики может предположить, что в процессе описания изображения задействовано творческое мышление. На самом же деле наше воображение лишь украшает ответ, но сам его поиск продиктован другими механизмами, не относящимися к фантазии. Роршах был уверен, что те образы, которые в чернильных пятнах видит каждый человек, продиктованы индивидуальными особенностями и качествами личности. Это на первый взгляд кажется, что разглядеть что-нибудь в кляксе задача не особо трудная – фантазируй сколько хочешь. Но наш мозг в данном случае проделывает достаточно сложную работу.
Отправная её точка – отсутствие даже малейшего представления о том, что изображено на карточке. Эта неопределённость запускает ассоциативное мышление, где возникшие образы относятся к сфере осознанного лишь частично. Череда таких ассоциаций объединяется в более сложные образы, и уже на их основе воображение завершает формирование комплексного, логичного представления. Такая цепочка психических актов позволяет выявить те психологические особенности, которые и определяют индивидуальность каждого человека. В этом и заключается основное отличие теста Роршаха от других проективных тестов (тестов, где скрытые эмоции или внутренние конфликты определяются через реакцию на неоднозначные стимулы, проецируемые на участника в ходе тестирования). Его стимульный материал «чистый» — предложенные картинки бесформенны и неопределённы, что исключает любую внешнюю направленность ассоциаций.
После того, как испытуемый завершает работу с чернильными пятнами, его ответы оцениваются с точки зрения двух характеристик: формальной и по содержанию. Формальная оценка ставится на основе особенностей организации восприятия. Анализ в таком случае может строиться на следующих аспектах:
- Оперирование образом в пространстве (всё пятно или часть использованы);
- Избирательность восприятия (сильная реакция на цвет или преимущественно реакция на цвет);
- Динамичность или неподвижность образов;
- Очерёдность реакции.
Оценка по содержанию позволяет судить об особенностях построения ассоциаций. Она относится к одной из четырёх категорий: люди, животные, предметы, фантастические образы.
Ниже мы предлагаем пройти наш вариант теста Роршаха с автоматической интерпретацией, которая, конечно, уступает интерпретации настоящего специалиста в психологии и психотерапии, но всё-таки поможет вам попробовать узнать себя через призму знаменитых клякс.
Зачем проходить тест роршаха
- Обрести уверенность в себе;
- Возможность регуляции и повышенных возможностей использования собственной психики;
- Понять и исправить причины возникновения трудностей и проблем в Вашей жизни;
- Осознать психологические основы собственного «Я»;
- Найти и активизировать внутренние ресурсы для эффективных изменений;
- Подобрать индивидуальную программу психологической коррекции и усовершенствования.
Роршах-тест дает глубинную информацию об истинных потребностях человека, точно диагностирует его внутренние конфликты и противоречия, потенциал развития и те скрытые ресурсы, которые можно задействовать в целях позитивных изменений. Этот проективный тест позволяет, обойдя привычные роли и социально одобряемые ответы, выйти на подлинную психологическую реальность человека, его бессознательные процессы. Понять и увидеть не то, что он думает или предполагает, а как он на самом деле живёт, давая возможность лучше узнать себя, становясь более уверенным, здоровым и успешным.
Как проводится тестирование
Роршах-консультирование состоит из двух встреч и включает в себя тест-диагностику с помощью специально подготовленных «клякс» и консультацию по полученным результатам. Это — проведение теста Роршаха, индивидуальная обработка и интерпретация полученного материала и последующую консультацию. В случае необходимости, на 2-й встрече может быть принято совместное решение о продолжении встреч с целью углубленной проработки выявленных проблем.
Об авторе теста
Создатель теста Герман Роршах родился в 1884 году в Цюрихе (Швейцария). Еще студентом медицинского факультета он сблизился с русским землячеством в Цюрихе, изучил русский язык и познакомился со своей будущей женой – русским врачом. Получив врачебный диплом, стал психиатром и через три года защитил докторскую диссертацию. Трижды он приезжал в Россию: дважды проводил он там каникулы у друзей, в третий раз в течении семи месяцев работал в частном санатории в Крюкове под Москвой. Свои опыты по восприятию чернильных пятен Роршах начал в 1911 году и через 8 лет изложил их в рукописи «Психодиагностика». Поначалу книга получила отказ у шести или семи издателей, но в конце концов в 1921 году ее удалось напечатать, правда, приложенные к ней таблицы с изображением пятен по техническим причинам подверглись значительным изменениям. Размеры их были уменьшены, первоначальные цвета искажены, вместо предложенных пятнадцати таблиц были отпечатаны только десять. И именно эти десять измененных таблиц стали каноническими и в тысячах копий разошлись по свету. Главными оказались не конкретные характеристики пятен, а сама идея теста: судить о личности по особенностям ее восприятия.
Герман Роршах (1884-1922 гг.) — автор психологического теста, который уже более полувека вызывает споры среди специалистов.
Судьба этой монографии сначала была печальной. Из 1200 экземпляров первого издания продали всего несколько книг. Отзывы были малочисленны и отрицательны. В 1922 году Роршах умер в возрасте 37 лет от поздно диагностированного аппендицита, не подозревая о том необычайном успехе, который завоюет впоследствии его труд.
По отзывам современников, Г. Роршах был многосторонне одаренным человеком. Кроме родного немецкого, он свободно говорил на французском и русском языках, превосходно рисовал, интересовался искусством. В своих воспоминаниях жена описывает его как гармоничного, скромного, совершенно непритязательного в обычной жизни человека, «вечного студента». Он был очень работоспособен, работал с удивительной легкостью, как бы играючи. Всю свою жизнь Роршах испытывал глубокую симпатию к России. Любил Толстого и Достоевского, хотел написать работу о последнем. Передал свои сбережения на открытие столовой для голодающих детей на Урале. Свою «Психодиагностику» считал ключом к познанию человека и его возможностей и рассматривал ее только как начало большой предстоящей работы. После смерти Роршаха известный швейцарский психиатр Е. Блейлер написал его жене: «Ваш муж был гениален».