Виды памяти в психологии. долговременная и кратковременная память

Биологическая основа

Синаптическая теория

Различные исследователи предположили, что стимулы кодируются в кратковременной памяти с использованием истощения передатчика. Согласно этой гипотезе, стимул активирует пространственный паттерн активности нейронов в определенной области мозга. Когда эти нейроны срабатывают, доступные нейротрансмиттеры в их хранилище истощаются, и этот образец истощения является иконическим, представляя информацию стимула и функционирует как след памяти. След памяти со временем затухает из-за механизмов обратного захвата нейротрансмиттеров, которые восстанавливают нейротрансмиттеры до уровней, существовавших до предъявления стимула.

Кратковременная память: возможные проблемы и нарушения

Проблемы с кратковременной памятью могут быть обусловлены патологическими состояниями, при которых не сохраняется полученная информация. Расстройства кратковременной памяти очень распространены, они встречаются у каждого 4 жителя планеты.

В большинстве случаев проблемы возникают у пожилых людей, у них нарушение памяти носит постоянный или эпизодический характер. Нарушение способности молодых людей к удержанию полученной информации мешает в обучении, не позволяет сконцентрироваться на работе.

Люди с нарушениями кратковременной памяти хорошо помнят события прошлого (что происходило несколько лет, десятилетий назад), но не способны ответить на вопрос о том, что происходило только что.

Причиной проблем с кратковременной памятью становятся такие состояния:

  • депрессия  —  при ней нарушается баланс гормонов, нейромедиаторов в головном мозге, из-за этого утрачивается способность к концентрации внимания;
  • ишемический инсульт — на его фоне нарушается кровоснабжение мозга, наступает кислородное голодание органа;
  • психологические травмы —  психика препятствует сохранению болезненной информации, вытесняет ее в бессознательное. С такой реакцией связан феномен, когда человек в состоянии аффекта не может вспомнить, что произошло в течение нескольких минут;
  • черепно-мозговые травмы ухудшают кратковременную память;
  • вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотиков) улучшают снабжение мозга кислородом.

Проблемы с кратковременной памятью возникают на фоне появления опухолей в головном мозге, а также при болезни Альцгеймера, шизофрении. Причиной забывания только что случившихся событий может быть сильное физическое истощение, нехватка сна, тяжелые инфекционные процессы (ВИЧ, туберкулез, сифилис).

Заподозрить нарушение можно по отсутствию логики во время рассуждений, спутанности мыслей и сознания, отрывочным воспоминаниям. У человека с проблемой ухудшается зрение  —  мельтешат мушки перед глазами, появляются расплывчатые картины. Возникают и другие симптомы аномалии:

  • подавленное состояние, повышенная тревожность;
  • ухудшаются мыслительные и познавательные способности, процесс восприятия, овладения навыкам;
  • возникает спазм мышц, нарушается координация движений.

Ухудшение кратковременной памяти отражается на качестве жизни, сильно снижая его. При первых же трудностях с запоминанием необходимо обследоваться и, при необходимости, пройти лечение.

Диагностика при снижении способности к краткосрочному запоминанию предполагает:

  • определение объема и длительности хранения полученной информации;
  • исследование основных процессов памяти —  запоминания, сохранения, воспроизведения.

Для диагностики каждого из компонентов кратковременной памяти используют:

  • метод угадывания Хинрикса (для исследования длительности);
  • тесты Джекобса, Сперлинга, Вучетича/Зинченко;
  • тест Лурии/Леонтьева пиктограммы Высоцкого (процесс запоминания);
  • метод Эббингауза (сохранение);
  • процесс воспроизведения информации исследуется с использованием методов заданного эталона, реконструкции, сбережения, последовательного воспроизведения.

Каждая из применяемых диагностических методик осуществляет валеологическую оценку кратковременной памяти с учетом физиологических факторов

Диагност принимает во внимание возраст, пол, состояние здоровья в момент исследования и наличие хронических патологий. Для получения максимально достоверных результатов тестирование повторяют несколько раз

В некоторых случаях нейропсихологической диагностики может оказаться недостаточно. При подозрении на органические поражения мозга, при которых нарушается кратковременная память, врачи рекомендуют пройти нейросонографию, МРТ головного мозга, электроэнцефалограмму.

Как человек запоминает

Какое бывает настроение у человека — виды в психологии

Какая бывает память у человека, зависит от рода его деятельности и характерных особенностей.

Поступление сигналов

Человеческий мозг – совершенное устройство. Он способен удерживать и восстанавливать огромное количество информации, но подходит избирательно к запоминанию и воспроизведению. То, что происходит в обычной сознательной жизни, в памяти человека надолго не задерживается. Здесь действуют свои законы:

  • лучше усваивается то, что применяется на практике;
  • новое легче запомнить, связав со знакомыми понятиями;
  • новая информация перекрывает похожую старую;
  • для лучшего запоминания есть оптимальная длина ряда;
  • повтор информации способствует лучшему запоминанию;
  • незавершенные действия, задачи, недосказанные фразы дольше сохраняются в памяти.

Все данные поступают в мозг разными способами. Ученые предполагают, что в процессах запоминания, хранения и извлечения данных задействованы все отделы головного мозга.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Разновидности

Все виды ДВП тесно связаны между собой. Автобиографический вид может сохранять событие собственной жизни продолжительное время. В некоторых случаях этот вид соотносят с эпизодической памятью, когда фиксируется отдельный фрагмент и отправляется в архив мозга надолго. Репродуктивный вид даёт возможность припомнить и воспроизвести сохранённый ранее объект.

Совокупность наследственных реакций, которые передаются из поколения в поколение посредством генов, относится к биологической, родовой, генной памяти. Генетическая память призвана хранить информацию о предках на бессознательном уровне. Считается, что такая информация остаётся на всю жизнь в долговременном хранилище мозговых структур.

По критерию доступности воспоминания различается имплицитная и эксплицитная память.

Имплицитная

Бессознательный долгосрочный уровень памяти скрыт и не осознаваем человеком. Индивид не прилагает волевых усилий и умственного напряжения для запоминания. Казалась бы, забытая навсегда информация неожиданно извлекается из архива в нужный период жизни.

Люди, набирающие регулярно тексты на компьютере, не помнят порядок клавиш, пока не приступают к печатанию. Пальцы сами знают, где находятся клавиши. А человек не имеет сознательного доступа к этому знанию.

След имплицитной памяти имеет большую силу. Люди, страдающие амнезией, приобретённой вследствие контузии, черепно-мозговой травмы или эмоционального шока, могут забыть прошлую жизнь. Но двигательные и профессиональные навыки сохраняются, потому что информация не стёрлась из имплицитной части хранилища памяти.

Эксплицитная

Этот вид памяти связан с сознательностью и стремлением целенаправленно удерживать и сохранять накопленный опыт. Так запоминают правила, формулы, даты, осваивают иностранные языки. Индивид при необходимости извлекает знания из памяти и озвучивает.

Существует 2 типа эксплицитной памяти: эпизодический и семантический.

  • Эпизодический тип связан с воспоминаниями конкретного индивида, его личным жизненным опытом, приобретённым в далёком или недавнем прошлом.
  • Семантическая (историческая) память связана с накопленным опытом всего человечества. Любые теоретические знания, правила, математические формулы, исторические даты и события имеют непосредственное отношение к этому типу памяти.

Физиология процесса запоминания

Способность сохранять информацию присуща не только человеку. Животные, имеющие развитую ЦНС, также могут запоминать и воспроизводить данные (перелетные птицы знают маршруты). Объем и длительность хранения данных зависит количества нервных клеток, задействованных в процессе.

Информация, зафиксированная кратковременной памятью, переходит в долговременную благодаря сложному биохимическому процессу. Нейроны, из которых состоит мозг, работают как записывающее устройство — они запоминают информацию, сохраняют ее. Данные записываются не на отдельные нейроны, а на нейронную сеть — устойчивое скопление клеток.

Когда человек запоминает информацию, нейроны активизируются. Данные переходят по волокнам, достигают скопления. Для информации увиденной ранее в мозгу существует готовое скопление. Для данных, которые человек узнал впервые, формируется новая нейронная сеть. Между сетями есть связи. Нарушение в работе хотя бы одной из них приводит к стиранию воспоминаний.

Как развить кратковременную память?

— Мозгу тоже нужен «тренажёрный зал». Для развития когнитивных функций мозга с успехом применяются регулярные тренировки на развивающих тренажёрах онлайн . Комплексные программы тренировки памяти, внимания, мышления, восприятия помогают всестороннему развитию когнитивных функций.

— Повторение – мать учения. Повторяя про себя нужную информацию через каждые 14-16 секунд, мы «обновляем данные».

— Просто и эмоционально – гораздо лучше, чем сложно и пресно. Максимально упрощайте информацию и подкрепляйте её эмоциями.

— Мотивация – действенное оружие. Дайте себе установку на то, что эта информация просто необходима Вам в дальнейшем.

— Развивайте образную память. Простые ассоциации и другие мнемонические приёмы помогают «привязывать» нужное слово к образу (к части тела, к предмету привычного интерьера, или путём составления невероятного рассказа из не связанных по смыслу слов). Отсюда несколько советов:

— Необычно, редкостно – значит, запомнится лучше. Создавайте для запоминания яркие образы.

• Разделяйте длинную информацию на блоки, удобные для запоминания: например, разделяя номер телефона или пин-код на части, ассоциирующиеся с памятными Вам датами; можно создавать образы, закрепляющие определенную комбинацию.

• Ищите закономерности, принципы организации материала, устанавливайте связи.

• Используйте музыку и ритм. Музыка может помочь в запоминании, если на мотив знакомой мелодии положить слова (буквы, текст), которые нужно запомнить. Так, английский алфавит неплохо запоминается под песенку «Чижик-пыжик, где ты был?».

• Используйте первые буквы слов, складывающих нужную информацию: например, Иван рубил дрова, Варвара топит печь – первые буквы подсказывают последовательность и названия падежей в русском языке (именительный и так далее).

Если классифицировать память по характеру психической активности, особого внимания заслуживает образная память. В ней сохраняются образы: запахи, звуки, зрительные представления. Одним из показателей индивидуально-типологической характеристики памяти является тот её вид, который является ведущим для конкретного человека. В этом ключе различают зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную и другие виды памяти.

Проявления проблем с памятью

Память человека подразделяется на два вида: краткосрочная и долговременная. В кратковременной памяти неосознанно откладывается информация о произошедших событиях. Долговременная же память хранит в себе чётко обработанные и проанализированные воспоминания из прошлого.

Проблемы с памятью бывают разных характеров:

  • временные или транзисторные – выпадение из памяти названий предметов, имён людей, дат важных событий, которые потом возвращаются;
  • постоянные или перманентные – человек забывает информацию о назначенной им же встрече, которая и по прошествии времени не всплывает в сознании, либо возвращается с очень большим трудом.

Патологическую забывчивость называют амнезией. Основные её признаки:

  • сложности в подборе слов и формулировании мыслей;
  • регулярная потеря и длительный поиск вещей, которым человек самостоятельно определил в своё время места хранения;
  • сложности ориентации в пространстве, вплоть до невозможности повторить свой регулярный маршрут, забывание адресов;
  • потеря ощущения времени (день недели, число, месяц, год);
  • неоднократное повторение одной и той же информации собеседнику при повествовании;
  • забывчивость в повседневных делах;
  • значительные трудности с усвоением новой информации.

К признакам снижения внимания, что также характеризует несовершенство функционирования памяти, относят следующие проявления:

  • невнимательность;
  • замедленность восприятия;
  • проблемы с концентрацией.

Имплицитная память

Имплицитную память также называют процедурной или процессуальной. Запоминание в этом случае происходит непроизвольно и выражается потом в двигательных навыках, позволяя застегивать пуговицу, кататься на велосипеде, правильно держать ножницы и делать многое другое автоматически.

Эти умения невозможно утратить. Имплицитная память содержит знания о рефлекторныхдвижениях. Запоминание здесь происходит постепенно, по возрастающей, и улучшается с практикой.

Имплицитная память выражается не в словах, она связана с моторными навыками и не полностью доступна сознанию. Здесь действует обратный принцип: если при езде на велосипеде концентрироваться на выполнении движений, его эффективность снизится.

Большая часть получаемых нами сведений запоминается эксплицитно, но с течением времени наш опыт становится имплицитным. Становясь неосознаваемым, воспоминание превращается в автоматический навык.

Из книги Анхельс Наварро Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти

Разновидности долгосрочной памяти

Психологи выделяют два вида долговременной памяти:

  1. Имплицитная. Отвечает за неосознанное запоминание, ее особенность – не предполагается вербальное выражение. Она влияет в том числе на принятие решений или действие согласно устоявшимся навыкам. Основа интуиции – имплицитная память. Человеку подсознательно знакома эта ситуация, и он понимает, как действовать в ней сейчас.
  2. Эксплицитная. Сознательная долговременная память. Формируется из данных, которые человек удерживает в памяти, повторяя изученную информацию.

Важно! Имплицитная и эксплицитная память работают в противофазе – невозможно использовать одновременно оба вида. Хрестоматийный пример – вождение машины

Более-менее опытные водители делают это на автомате, благодаря имплицитной памяти. Если они в этот момент подумают о чем-то более важном, могут попасть в аварию, потому что включилась эксплицитная. Важно правильно выбрать тот вид долговременной памяти, который наиболее подходит в настоящий момент.

Хронология развития

19951997: LSTM был предложен Зеппом Хохрайтером и Юргеном Шмидхубером . Введя блоки карусели с постоянной ошибкой (CEC), LSTM решает проблему исчезающего градиента . Первоначальная версия блока LSTM включала ячейки, входные и выходные вентили.

1999: Феликс Герс и его советник Юрген Шмидхубер и Фред Камминс ввели в архитектуру LSTM «шлюз забывания» (также называемый «шлюзом сохранения»), позволяющий LSTM сбрасывать свое собственное состояние.

2000: Gers & Schmidhuber & Cummins добавили в архитектуру глазковые соединения (соединения от камеры к воротам). Кроме того, функция активации выхода была опущена.

2009: Модель на основе LSTM победила в конкурсе ICDAR по распознаванию рукописного ввода. Три такие модели были представлены командой под руководством Алекса Грейвса . Одна была самой точной моделью в конкурсе, а другая — самой быстрой.

2013: Сети LSTM были основным компонентом сети, которая достигла рекордной частоты ошибок фонем 17,7% в классическом наборе данных естественной речи TIMIT .

2014: Кёнхён Чо и др. выдвинул упрощенный вариант под названием Gated recurrent unit (GRU).

2015: Google начал использовать LSTM для распознавания речи в Google Voice. Согласно официальному сообщению в блоге, новая модель сократила ошибки транскрипции на 49%.

2016: Google начал использовать LSTM, чтобы предлагать сообщения в приложении беседы Allo. В том же году Google выпустила систему нейронного машинного перевода Google для Google Translate, которая использовала LSTM для уменьшения ошибок перевода на 60%.

Apple объявила на своей всемирной конференции разработчиков , что начнет использовать LSTM для быстрого набора на iPhone и для Siri.

Amazon выпустила Polly , который генерирует голоса позади Alexa, используя двунаправленный LSTM для технологии преобразования текста в речь.

2017: Facebook ежедневно выполнял около 4,5 миллиардов автоматических переводов с использованием сетей с долговременной краткосрочной памятью.

Исследователи из Университета штата Мичиган , IBM Research и Корнельского университета опубликовали исследование на конференции Knowledge Discovery and Data Mining (KDD). В их исследовании описывается новая нейронная сеть, которая работает с определенными наборами данных лучше, чем широко используемая нейронная сеть с долговременной краткосрочной памятью.

Microsoft сообщила о достижении точности распознавания 94,9% в корпусе Switchboard , включающем словарный запас в 165 000 слов. В подходе используется «диалоговая сессия, основанная на долговременной краткосрочной памяти».

2019: Исследователи из Университета Ватерлоо предложили связанную архитектуру RNN, которая представляет собой непрерывные окна времени. Он был получен с использованием полиномов Лежандра и превосходит LSTM в некоторых тестах, связанных с памятью.

Модель LSTM поднялась на третье место в тесте сжатия большого текста.

Диагностика

Проверка кратковременной памяти может проводиться по нескольким направлениям:

  • измерение объёма,
  • определение длительности сохранения информации,
  • исследование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.

Для каждого из этих направлений существует своя методика определения.

Объём:

  • классический тест по методу Джекобса,
  • измерение индекса КВП по методу Мучника и Смирнова,
  • частичное воспроизведение, метод Сперлинга,
  • перекодирование информации по методу Вучетича и Зинченко,
  • определение отсутствующего звена по методу Бушке,
  • подпороговое накопление энергии стимульного раздражителя по методу Вергилеса и Зинченко.

Длительность определяется по методу угадывания Хинрикса.

Процесс запоминания:

  • удержанные члены ряда по методу Эббингауза,
  • уравнивание в заучивании, метод Вурдвортса,
  • удачные ответы и парные ассоциации, разработка Мюллера и Пильцеккера,
  • антиципации, предвосхищающее воспроизведение ряда,
  • мысленный лабиринт Персона,
  • пиктограммы, метод Выготского,
  • двойная стимуляция, разработка Лурии и Леонтьева.

Процесс сохранения определяется с помощью метода Эббингауза.

https://youtube.com/watch?v=qRsghXWhtEE%27

Для изучения процесса воспроизведения используются методы:

  • последовательного воспроизведения,
  • заданного эталона,
  • реконструкции,
  • сбережения.

В рамках каждой из упомянутых методик проводится валеологическая оценка кратковременной памяти, то есть учёт физиологических факторов: возраста, пола, наличия хронических заболеваний, самочувствия на момент проведения теста. Для получения более точных данных исследования организуются несколько раз.

Самая знаменитая методика определения объёма КВП — тест Джекобса.

Есть 4 набора цифр, в каждом из которых — 7 рядов, начиная с 4-х элементов и заканчивая 10-ю. Они выглядят так:

Тестирующий читает каждую цифру с интервалом в 1 секунду, после каждого ряда делает паузу в 2-3 секунды и разрешает испытуемым записать то, что они запомнили. Между наборами даётся отдых длительностью в 5-6 минут.

По окончании теста объём КВП высчитывается по формуле: ПК (объём кратковременной памяти) = А (максимальная длина ряда, которая была воспроизведена без ошибок для каждого набора) + С (количество рядов, которые были правильно воспроизведёны и превышают значение А) : 4 (количество наборов).

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

Улучшение памяти у взрослого человека

Взрослый человек уже прошел свой максимум развития памяти. Со временем навык начинает физиологически ухудшаться – медленно и практически незаметно, на первый взгляд. Чтобы не допустить подобной проблемы, рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций:

Прогулки пешком.

Ежедневная быстрая ходьба в течение 50-60 минут активирует мозговую деятельность, укрепляет организм, позволяет перезагрузить эмоции. Поэтому, если есть выбор пройтись пешком или добраться куда-либо на автобусе – смело выбирайте прогулку.

Полноценный сон.

Мозгам нужно отдыхать, как и телу. В противном случае значительно ухудшается когнитивная активность. В сутки человеку нужно примерно 8 часов сна. Индивидуальный параметр зависит от повседневной активности.

Правильное питание.

Переедание, фастфуд, жирная и тяжелая пища, сладкое и другие вредные продукты ухудшают мозговую активность. Во время переваривания пищи происходит замедление мозговой активности, поэтому после переедания трудно сосредоточиться.

Чтение ежедневно.

Эффективным считается затрачивание хотя бы часа в сутки на чтение. Не имеет значения, какую информацию вы воспринимаете: статью в интернете, художественную литературу или учебные параграфы.

Изучение иностранных языков.

Никогда не поздно начать учить иностранный язык, который вам нравится. Можно даже начинать учить несколько языков сразу. При этом процессе задействуется огромное количество центров коры, значительно улучшаются когнитивные навыки.

Сохранение позитивного настроя.

Положительные эмоции хорошо сказываются не только на психологическом, но и на физическом здоровье. Умение расслабляться, отпускать переживания, бороться со стрессами – полезный навык, помогающий сохранять высокий интеллект.

Интеллектуальные игры.

В свободное время можно заняться одиночными или групповыми играми для развития памяти. Существует множество настольных игр, специальных приложений, сайтов и так далее.

Развитие разных методов восприятия.

При развитии памяти нужно помнить о том, что каждая ее разновидность важна, Поэтому тренируйте запоминание на слух, зрительное, запоминайте последовательность движений, запахи и так далее.

Не старайтесь делать исключительно упражнения или проходить специальные тренировки на сайтах, игнорируя полноценный сон и правильное питание. Физические нагрузки не менее важны, чем чтение, а прогулки на свежем воздухе активируют мозговую деятельность так же, как и игра в шахматы. Соблюдение баланса между физическим и психологическим здоровьем – оптимальный путь к сохранению ясного ума и хорошей памяти.

Кратковременная память у ребёнка

В отличие от взрослых, дети имеют несколько меньший объём кратковременной памяти (5-6 слов, цифр или образов). По мнению учёных, в дошкольном возрасте кратковременная память развивается особенно интенсивно: в это время закладываются основы её развития. Дошкольник, в отличие от более старших детей и взрослых, информацию запоминает механически, и управлять памятью начинает с помощью родителей и педагогов. От того, насколько правильно происходило развитие основных психических функций ребёнка дошкольного возраста, зависит состояние его памяти и его успехи в обучении.

Каждый возраст имеет свои особенности развития памяти.

1.От рождения и до 1 года происходит формирование моторной памяти. Ребёнок запоминает движения, особенно имеющие позитивный результат и эмоционально подкреплённые.

2.От 1 года и до 2 лет – первые попытки узнавания близких (родители – не в счёт). Развивается нервная система, а с ней – и объём запоминания. Осваивается ходьба, и это освоение даёт новый важный опыт. Начинают формироваться зачатки образной памяти.

3.От 2 и до 4 лет возобладает механическое запоминание. Идёт освоение основных двигательных навыков, закладываются основы логики, происходит запоминание более сложных слов.

4.От 4 и до 6 лет у детей доминирует непроизвольный характер запоминания, не зависящий от волевых усилий и желаний ребёнка. Запоминание связано с деятельностью и зависит от её особенностей. Что увлекло, вызвало сильные эмоции – то и запомнилось.

Способность к запоминанию, как правило, оценивают по состоянию слуховой и зрительной памяти, что выясняется при немедленном воспроизведении ребёнком услышанного или увиденного. Иногда плохая кратковременная память у ребёнка сочетается с гипертрофированной долговременной, и в этом случае малыш не в состоянии запомнить короткое предложение, но детально воспроизводит события большого срока давности.

Нарушения кратковременной памяти у взрослых могут быть связаны в возрастом, травмами головы, приемом некоторых препаратов, опухолями мозга, хроническим недосыпанием, старческим слабоумием, психическими расстройствами, употреблением алкоголя и наркотических веществ. Но не будем забывать о нейропластичности мозга, о возможности развивать свои способности и о том, что терпение и труд все перетрут.

И ещё несколько общих советов:

  • Высыпайтесь;
  • Пейте достаточное количество чистой воды;
  • При запоминании старайтесь работать, избегая раздражителей;
  • Позаботьтесь о правильном питании с учётом потребностей мозга;
  • Тренируйте концентрацию внимания.
  • Посильные физические нагрузки улучшают питание мозга и, соответственно, его работу. В частности, запоминание.

Успехов Вам в саморазвитии и занятий с удовольствием!

ВЫВОДЫ.

  1. Объем КП для использованных в исследовании одномерных алфавитов варьирует несущественно. Несколько более низкие показатели объема КП для алфавита «пространственная ориентация» могут быть объяснены трудностью усвоения искусственной системы кодирования, выбранной для этого признака.
  2. С увеличением мерности алфавита от одномерного до трехмерного объем КП, выраженный в символах, уменьшается вдвое, объем КП, выраженный в двоичных единицах, напротив, возрастает.
  3. При изменении мерности алфавитов объем КП более близок к инварианту, если измерять его не числом символов (в соответствии с данными Дж. Миллера и П.Б. Невельского), а в двоичных единицах.
  4. избыточность признаков кодового алфавита (т.е. наличие в нем скоррелированных параметров) нецелесообразно, т.к. не способствует увеличению продуктивности запоминания и приводит к незначительному снижению объема КП (в символах и двоичных единицах) по сравнению с одномерными алфавитами.
  5. Критическая длина ряда, при которой достигается максимальный уровень переданной информации, составляет для одномерных алфавитов 5-6 символов, для двумерных — 4 и трехмерных — 3 символа. Но при этом количество переданной информации гораздо выше для многомерных алфавитов.
  6. При оперировании многомерными алфавитами в КП вербальное описание играет вспомогательную роль. Основным средством запоминания является перцептивная организация материала и оперирование зрительными кодами.
  7. В процессе кратковременного запоминания многомерных визуальных стимулов испытуемые не оперируют целостными образами, а вычленяют в структуре многомерных сигналов отдельные параметры. При этом объем КП, измеряемый числом параметров стимулов, подлежащих запоминанию, измеряется числом 7±2, а объем КП, измеряемый числом целостных стимулов, колеблется в пределах 5±2.

Результаты исследования позволяют предположить, что кратковременная память обладает подвижной системой различных кодов: вербальных, зрительных, двигательных, семантических. Преимущественное использование одного из этих кодов при запоминании и сохранении того или иного материала определяется объективными условиями деятельности и индивидуальными особенностями субъектов деятельности. Возможно, что в экстремальных условиях деятельности (жесткий временной режим, большое количество информации на входе) процесс переработки информации осуществляется с использованием различных кодов. Таким образом, различные коды кратковременной памяти могут служить своеобразным «стратегическим резервом» в сложных условиях деятельности. Можно предположить также, что сформированность, гибкость системы кодов кратковременной памяти, возможность быстрого перехода от одного кода к другому (или другим) определяют уровень эффективности функционирования кратковременной памяти и индивидуальные различия в ее характеристиках.

  1. Миллер Дж. Магическое число семь, плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // В кн.: Инженерная психология. — М.: Прогресс, 1964.
  2. Невельский П.Б. Объем памяти и количество информации // В кн.: Проблемы инженерной психологии. — Л.: Изд. — ЛГУ, 1965. — Вып.3.
  3. Зинченко Т.П. Опознание и кодирование. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.
  4. Зинченко Т.П. Методы исследования и практические занятия по психологии памяти. — Душанбе, 1974.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector