Дислексия
Содержание:
Диагностика дислексии
Первым шагом в диагностике дислексии должно стать посещение детского педиатра. Рассмотрев все признаки и сделав вывод о необходимости лечения, он направит ребенка к логопеду, который и будет проводить с ним основную работу.
В большинстве случаев логопеды начинают собирать подробный анамнез (всю необходимую информацию о протекании заболевания). Скорее всего, понадобится рассказать, как протекала беременность, есть ли генетическая предрасположенность к подобным недугам, имеются ли у ребенка врожденные заболевания, как проходило развитие ребенка в первые годы жизни.
Собрав все данные, логопед выяснит, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи у ребенка, каковы особенности формирования этих навыков, как развит артикуляционный аппарат и каково развитие моторики. Если ребенок уже ходит в школу, врач выяснит, какова его успеваемость по литературе и русскому языку.
Кроме того, специалист может провести несколько специализированных тестов, например, письмо на слух, переписывание текста и зачитывание вслух. Если отклонения будут обнаружены, логопед определит характерные черты недуга и установит его вид.
Скрининг
Процедуры скрининга направлены на выявление детей, у которых есть признаки возможной дислексии. В дошкольном возрасте семейный анамнез дислексии, особенно у биологических родителей, братьев и сестер, предсказывает возможный диагноз дислексии лучше, чем любой тест. В начальной школе (в возрасте 5–7 лет) идеальная процедура проверки состоит в обучении учителей начальной школы внимательному наблюдению и регистрации успехов своих учеников по программе акустики и, таким образом, выявления детей, которые медленно прогрессируют. Когда учителя выявляют таких учеников, они могут дополнить свои наблюдения отборочными тестами, такими как скрининговая проверка Phonics, используемая школами Соединенного Королевства в течение первого года обучения .
В медицинских учреждениях, дети и подростки психиатр MS Thambirajah подчеркивают, что « Ивна высокой распространенность нарушений развития у детей школьного возраста, все дети видели в клиниках должны систематически скрининг нарушений развития, независимо от предлежащей проблемы / с. » Тамбираджа рекомендует провести скрининг на нарушения развития, включая дислексию, путем проведения краткого анамнеза развития, предварительного обследования психосоциального развития и получения школьного отчета об академической и социальной деятельности.
Симптомы дислексии
В большинстве случаев дислексия у ребенка не обнаруживается до тех пор, пока он не начнет учиться в школе или не пойдет в детский сад, где начнет учить буквы. Обследование может понадобиться детям, которые поздно начали разговаривать и не «догоняют» ровесников по окончанию первой степени обучения, которые не читают так, как от них этого ожидают, исходя из умственных способностей. Главным поводом к проведению диагностики является нестандартный подход к чтению на начальном этапе обучения. Хотя большое разнообразие подходов к чтению может присутствовать у детей на этом этапе.
Основанием для проведения диагностики могут послужить проблемы с фонологическим процессингом.
Дети, у которых подозревается дислексия, обязательно должны пройти тест на умение читать, степень развития речи, слуха, познавательных способностей и психологическое обследование для подбора наиболее подходящей для ребенка программы обучения. Обычно педагогами или родителями обнаруживается дислексия, диагностика и обследование могут проводиться по их запросу.
Проведя оценку на понимание прочитанного текста, врач сможет определить, как ребенок анализирует и распознает слова, как владеет речью, понимает ли слушаемую речь.
Благодаря тесту на выговаривание слов и восприятие текста на слух логопед сможет определить уровень разговорной речи, обнаружить сбои в восприятии звуков. В процессе диагностики врач также оценивает активную и пассивную речь, познавательные способности.
В процессе обследования логопед выявит психологические моменты, которые способны усугубить расстройство. В некоторых случаях может понадобиться семейный анамнез. Он необходим для того чтобы выявить, были ли у родственников ребенка психические нарушения и если да, то какие.
Кроме того, врач должен провести тест на зрение и слух. При подозрении на неврологические нарушения может понадобиться консультация невропатолога.
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ
Показательный симптом дислексии у детей: медленное чтение, пропуск и путаница слов или букв в словах.
Как показывает практика, родители начинают бить тревогу в начальных классах, когда ребенок начинает изучать символы (буквы, цифры, арифметические знаки). Дети с дислексией допускают непонятные ошибки, с большой неохотой читают, с трудом воспроизводят геометрические фигуры и, как правило, имеют плохой почерк. Родители должны насторожиться, если ребенок:
- при чтении подносит книгу очень близко к глазам, «косит» или закрывает один глаз;
- читает очень медленно, постоянно пропускает и путает слова или буквы в словах;
- вместо прочтения пытается «угадать» слова;
- не понимает (с трудом понимает) прочитанное;
- жалуется на усталость или головную боль при чтении;
- пишет слова задом наперед.
При дислексии также могут наблюдаться проблемы с пространственной ориентацией и координацией движений.
Виды
Врачи логопеды которые много лет знакомы с дислексией, знают, что это такое и помогут диагностировать, какой именно тип дислексии у пациента.
Виды и признаки заболевания:
- Фонематическая. Спровоцирована недоразвитием работы системы фонем языка. Эта форма характеризуется побуквенным чтением, искажением структуры слова.
- Семантическая. Читающий ребенок не понимает прочитанного текста. Он не искажает слов, однако не в состоянии ответить, о чем прочитал. Главной причиной непонимания текста является разделение слов на слоги.
- Аграмматическая. Обусловлена плохим развитием грамматического строя речи. При такой форме заболевания ребенок изменяет окончания в словах, путает числа существительных.
- Мнестическая. Характеризуется трудностью усвоения букв у детей. Вызвана нарушением связи между буквой и звуком, а также плохой работой речевой памяти.
- Оптическая. Развивается на фоне изменений психики, которые ограничивают оптическое и пространственное восприятие, нарушениями синтеза и анализа в процессе зрительного узнавания. Проявляется в трудностях усвоения букв и их постоянных заменах.
Выделяют также тактильную дислексию, которая наблюдается у слепых. При чтении человек применяет сенсомоторную систему. Дислексия в этом случае мало чем отличается от расстройств, возникающих у зрячих детей. Ребенок, лишенный зрения, теряет слова, не дочитывает их до конца, путает буквы.
Патогенез
Дислексию в соответствии с современными представлениями принято рассматривать как нейробиологическое расстройство, в основе которого лежат нарушения функций/недоразвитие отдельных участков коры головного мозга, преимущественно левой височно-теменной области, которая отвечает за декодирование/звукобуквенный анализ и левой височно-затылочной области, отвечающий за процесс автоматизированного распознавание читаемых слов. То есть, у лиц с дислексией во время чтения информация обрабатывается в других областях головного мозга через альтернативные приспособительные механизмы.
В формировании дислексии выделяют несколько механизмов:
- Нарушения оперативно-фонологической памяти — способности удерживать в памяти в кратковременном периоде прочитанные буквы, звуки и слоги (сегменты речи), а также их смысл.
- Нарушение серийности чтения (трудности с запоминанием серии знаков, их значений и в целом понятий, то есть, затруднение восприятия слога целиком).
- Недостаточный словарный запас, что тормозит адекватное формирование навыка чтения.
- Слабая способность к автоматизации навыков чтения, что требует постоянного повторения навыка на протяжении длительного времени.
- Замедленность припоминания слов, уже известных ребенку.
- Нарушения концентрации внимания.
- Астенизация/повышенная утомляемость ребенка.
Дислексия — болезнь?
Дислексия — это особенность работы головного мозга, когда правое и левое полушария мозга не могут «договориться» между собой, что и ведёт к трудностям в обучении. Дислексия не считается заболеванием, так как интеллект человека полностью сохраняется, несмотря на возникающие трудности в усвоении школьной программы, с которыми он в итоге сталкивается. Вот наглядная иллюстрация, как видят текст люди с дислексией.
Что вызывает дислексию?
До сих пор не совсем ясны причины возникновения дислексии. Однако исследования анатомических и мозговых образов показывают разницу в том, как развивается и функционирует мозг дислексика и обычного человека. У большинства людей с дислексией замечены трудности с определением отдельных речевых звуков в слове или изучением букв в соответствии со звуками, отсюда и проблемы с чтением. Дислексия не связана со сниженным интеллектом или ленью. И используя специальные методы обучения, люди могут успешно освоить школьную программу.
Неудобные вопросы дислексикам
Правда, что дислексики отстают в развитии?
Из-за специфических особенностей людям с дислексией сложно обучаться чтению и письму, но во многих других областях они могут быть одарёнными: отлично разбираться в математике, физике, живописи, музыке, даже в политике. Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Стив Джобс, Уинстон Черчилль, Энтони Хопкинс, Пабло Пикассо, Том Круз и многие другие известные нам личности знали не понаслышке, что такое дислексия.
Есть ли у дислексии последствия?
Влияние дислексии зависит от тяжести состояния и эффективности обучения. Основная проблема для людей с дислексией — читать слова, так как им трудно обрабатывать звуки и манипулировать ими. Но некоторые дети с дислексией могут легко и быстро научиться основам чтения и правописания в раннем возрасте, при условии, что учитель использует при их обучении верный подход. Хотя в дальнейшем такие дети могут столкнуться с проблемами, которые требуют уже более сложных языковых навыков (грамматика, понимание текстов, сочинения, изложения).
Дислексикам может плохо даваться разговорный язык, даже если дома все говорят грамотно, а в школе очень хороший учитель. У них могут быть проблемы с выражением своих мыслей, для них может быть трудно понимать, о чём говорят другие. Такие проблемы сложно распознать, но именно они приводят к серьёзным проблемам в учёбе, в отношениях с другими людьми, а впоследствии с работой и в жизни в целом.
Дислексия — это не только про школу и университет, её последствия могут быть ощутимы и за рамками образования.
Ещё одно негативное проявление дислексии — занижение самооценки. Школьники и студенты часто не верят в свои силы и способности, так как чувствуют сильное напряжение из-за того, что у них не получается учиться. Дислексик, который переоценивает роль академических проблем, с большой вероятностью разочаруется в учёбе и даже может забросить её.
Как я живу с дислексией? История от первого лица
Как много людей испытывает языковые трудности в обучении?
15−20% населения испытывают трудности в обучении. Среди учащихся с особыми трудностями в обучении, которые получают специальные образовательные услуги, 70−80% имеют дефицит в чтении. Дислексия — самая распространённая причина трудностей в чтении, письме и правописание. Она почти одинаково влияет на мужчин и женщин, ей безразличен этнос и социально-экономическое состояние человека.
Могут ли дети с дислексией научиться читать?
Если диагностировать дислексию в раннем возрасте и принять меры в виде специального обучения в детском саду и в первом классе, можно значительно уменьшить проблемы при обучении в следующих классах. 74% детей, которые не прошли курс обучения по специальной методике вовремя, не смогут хорошо читать будучи взрослыми.
Признаки и симптомы
В раннем детстве симптомы, которые коррелируют с более поздним диагнозом дислексии, включают задержку начала речи и отсутствие фонологической осведомленности. Распространенный миф тесно связывает дислексию с письмом в зеркале и чтением букв или слов задом наперед. Такое поведение наблюдается у многих детей, когда они учатся читать и писать, и не считается определяющими характеристиками дислексии.
Дети школьного возраста, страдающие дислексией, могут проявлять признаки трудностей в распознавании или создании рифмующихся слов или подсчете количества слогов в словах — и то и другое зависит от фонологической осведомленности . Они также могут испытывать трудности при разбиении слов на отдельные звуки или могут смешивать звуки при произнесении слов, что указывает на снижение фонематической осведомленности . Трудности с поиском слов или называнием вещей также связаны с дислексией. Люди с дислексией обычно плохо пишут, что иногда называют дизортографией или дисграфией , которая зависит от орфографического кодирования .
Проблемы сохраняются в подростковом и взрослом возрасте и могут включать трудности с обобщением историй, запоминанием, чтением вслух или изучением иностранных языков. Взрослые с дислексией часто могут читать с хорошим пониманием, хотя они, как правило, читают медленнее, чем другие, без трудностей в обучении и хуже справляются с тестами на правописание или при чтении бессмысленных слов — показатель фонологической осведомленности.
Сопутствующие условия
Дислексия часто сочетается с другими нарушениями обучения, но причины этой сопутствующей патологии четко не определены. Эти связанные инвалидности включают:
- Дисграфия : расстройство, связанное с трудностями при письме или машинописи, иногда из-за проблем с координацией глаз и рук ; он также может препятствовать процессам, ориентированным на направление или последовательность, таким как завязывание узлов или выполнение повторяющихся задач. При дислексии дисграфия часто бывает многофакторной из-за нарушения автоматики написания букв , организационных и технических трудностей, а также нарушения визуального словообразования, что затрудняет получение визуальной картины слов, необходимых для написания.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): расстройство, характеризующееся проблемами с удержанием внимания, гиперактивностью или импульсивным поведением. Дислексия и СДВГ часто встречаются вместе. Приблизительно 15% или 12-24% людей с дислексией страдают СДВГ; и до 35% людей с СДВГ страдают дислексией.
- Расстройство обработки слуха: нарушение слуха, которое влияет на способность обрабатывать слуховую информацию. Это может привести к проблемам со слуховой памятью и слуховой последовательностью . Многие люди с дислексией имеют проблемы со слуховой обработкой и могут разработать свои собственные логографические сигналы, чтобы компенсировать этот тип дефицита. Некоторые исследования показывают, что навыки обработки слуха могут быть основным недостатком дислексии.
- Расстройство координации развития : неврологическое состояние, характеризующееся трудностями в выполнении рутинных задач, включая баланс, мелкую моторику , кинестетическую координацию, трудности в использовании звуков речи, проблемы с кратковременной памятью и организацией.
«Не может даже списать нормально»
В два года Александра не говорила ни слова. В четыре ей поставили диагноз «дислексия». В 12 диагностировали дискалькулию и дисграфию. В 19 лет она выиграла олимпиаду по истории и поступила в МГУ без экзаменов.
— Я знаю правила, но все равно пишу с ошибками, — рассказывает Александра. — Могу не увидеть заглавную букву или перепутать буквы. Например, «е» и «и»: едем или едим? Вот мои родители никогда не знают, ем я или еду.
На практике дисграфия выглядит так: Александра пишет текст. Проверяет — ошибок нет. Сдает работу учителю — учитель находит ошибки. «»Я даже проверять не стану. Здесь сплошные ошибки. «Два», — учитель возвращает листочек обратно. «Вот дура, — слышится с задней парты. — Не может даже списать нормально!» От обиды в горле встает ком. Как же так! Ведь все было правильно. Где ошибки? Неужели я и в самом деле дура?» — так Александра описывает детство в одном из своих рассказов. Его опубликовали в группе Ассоциации родителей и детей с дислексией в фейсбуке. Сейчас в этой группе каждый день появляются посты о том, что такое дислексия и как ее скорректировать. Когда Александра училась в школе, ассоциации еще не было.
— Учителя в школах не хотели вникать в ситуацию. Им это неудобно, неинтересно и не нужно, — рассказывает Анна, Сашина мама. — Когда Александра пошла в первый класс, мне позвонили через месяц. Потребовали отдать ее в школу для недоразвитых детей. Для государства мы не существовали. Нам сказали: «Вам нужно заниматься с логопедом. Но логопед в поликлинике вами заниматься не будет».
На проблемы с письмом накладывалась дискалькулия — проблемы со счетом: пять плюс три у Александры может быть восемь, десять или двенадцать. Ей пришлось сменить три школы, два раза пройти четвертый класс, заниматься с репетитором-дефектологом и поднимать самооценку на занятиях с психологом.
- Фото: Татьяна Хессо для Сноб
- Александра Шишмарева
Когда Александре было 12, она занималась с петербургским психологом Еленой Чесноковой, которая одной из первых в России стала применять американские методики коррекции дислексии. Для Александры она разработала индивидуальную программу. На коррекцию дисграфии ушло около десяти дней. На занятиях Александра, в числе прочего, лепила алфавит из пластилина, тренировала навыки чтения и делала упражнения на координацию движений.
— В том возрасте, в котором хорошо бы диагностировать дислексию, ребенок ничего не может сделать сам. Он не понимает, что у других может быть по-другому. Мне даже в голову не приходило, что мой сосед по парте может не делать ошибки, которые делала я, — вспоминает Александра.
Диспраксия скорректировалась сама. Чтение автоматизировалось во время учебы в школе. На семейном совете решили не тратить время на коррекцию дискалькулии — это отнимет слишком много сил, проще ходить с калькулятором. Последние два школьных года Сашу готовили к ЕГЭ. Она сдала экзамен по русскому на пятерку, но дисграфия до сих пор остается ее главной проблемой: чтобы написать СМС, Александре нужно приложить больше усилий, чем большинству людей.
— Мне кажется, что дислексия — не болезнь, а дар. Он связан с определенными трудностями в обучении, но в нем есть и положительные стороны. Например, у меня хорошая память. В основном краткосрочная, но тем не менее я могу запоминать большой объем информации.
Первую сессию Александра сдала на пятерки с одной четверкой. Преподаватели в МГУ не знают о ее особенности.
Лечение и коррекция
Выявить признаки патологии позволяет грамотное обследование. Специалист проводит тест на дислексию, проверяет слух и способность слышать звуки. Выясняется, какая из сенсорных систем больного работает лучше.
Центры лечения дислексии практикуют занятия по исправлению подобных отклонений и используют передовые методики и современные развивающие программы.
Над устранением проблемы работают психиатры, психологи и логопеды. Способ терапии зависит от формы и стадии патологии
Важно развить у ребенка функциональные навыки чтения, используя необходимые виды обучения распознавания звуков
Логопед обычно проводит упражнения в форме игры.
Пациенту предлагается выполнить несколько заданий:
- отыскать конкретную букву в тексте;
- обвести буквы по контуру;
- вырезать алфавитный символ из бумаги;
- озвучить сочетания букв;
- правильно назвать ударение в слове;
- добавить недостающие символы алфавита.
Логопед при этом учитывает проявления расстройства, характер нарушения, механизм дислексии. У взрослых пациентов способы коррекции предполагают углубленные методики, хотя принцип их не отличается от занятий с маленькими детьми.
Лечение заболевания по методу Дейвиса является одним из самых эффективных. Создатель Центра коррекции чтения придумал уникальную программу, которая направлена на обучение дислексиков тому, как грамотно применять имеющееся расстройство. Рональд Дейвис, страдающий аутизмом, на своем опыте доказал эффективность метода и считает дислексию даром.
Основными элементами программы являются:
- Оценка состояния. Оценивается степень затруднения восприятия и выявляется область, которая волнует ребенка больше остальных. Пациент учится выстраивать модели, основанные на его опыте, изучает окружающую действительность.
- Переключение. Основным симптомом расстройства является дезориентация. На этом этапе больной учится отключать ее для получения точных образов.
- Расслабленность и проверка. Пациент создает с помощью воображения чувство расслабления, визуализирует образы.
- Координация. Больной избавляется от проблем с моторной координацией благодаря специальным тренировкам.
- Освоение символов. Чтобы дислексик усвоил ту или иную букву, ему нужно самостоятельно воссоздать символ в трех измерениях и сопоставить его с аналогом на листе. Для этого подойдет пластилин.
- Правильная настройка. Устранить дезориентацию можно с помощью «умственного глаза», который пациент должен зафиксировать в нужном положении.
- Последовательность в чтении. Ребенок обучается чтению слева направо, говорит, что означает то или иное слово.
В качестве профилактики советуют проходить обследование у специалиста на признаки дислексии. Следует учить ребенка воспринимать прочитанный текст на слух с ранних лет.
Родители должны научить малыша читать в игровой форме и с помощью обучающих материалов. Чем скорее будут обнаружены первые признаки расстройства, тем эффективнее станет лечение.
Симптомы
Симптомы дислексии у детей могут варьировать в широких пределах в зависимости от вида дислексии, возраста и характеристик психики ребенка. Помимо специфических симптомов для каждой формы дислексии есть и общая симптоматика, встречающаяся у большинства детей.
Основные признаки включают: слаборазвитый навык чтения, не запоминание букв, дефекты звукопроизношения, неточность употребления/понимания слов, бедность словарного запаса, искажения звуко-слоговой структуры речи/письма (изменение последовательности букв/слогов, побуквенное/послоговое чтение, пропуск слов, несвязность, отсутствием развернутых предложений), нарушение понимания читаемого текста, несогласованность частей речи в падеже, числе и роде, затруднение воспроизведения ряда 3-5 звуков/слов.
Дислексия у детей часто сопровождается сопутствующими признаками, такими как:
- Быстрая утомляемость.
- Жалобы на головную боль после чтения.
- Слабая концентрация внимания/проблемы памятью, плохая координация.
- Избегание чтения/выполнения письменных работ.
- Гиперактивность/повышенная возбудимость.
- Дезориентация/рассеянность.
- Яркие эмоциональные реакции.
- Раздражительность.
- Плохая организованность.
Симптомы дислексии у взрослых практически аналогичны. При этом взрослые достаточно успешно «маскируют» характерную для дислексии симптоматику. Как правило, дислексия у взрослых сопровождается психологическим трудностям в виде эмоциональной нестабильности, психологического дискомфорта; рассеянности и склонности к мечтательности, трудностей концентрации на одной проблеме, склонности к быстрой потере интереса, стремлению уйти от действительности, неуверенности в себе, страха совершить ошибки, высокого уровня тревожности.
«Детям не хватает воздуха!»
Мария Пиотровская — внучка востоковеда Бориса Пиотровского, дочь востоковеда и директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Она и сама получила диплом арабиста, но дважды круто изменила жизнь: сначала ушла в банк, потом — в благотворительность: у ее дочери тоже дислексия.
— Школьные учителя ничего не понимали. Дочка читала медленно — заставляли читать чаще. Это вызывало у нее только головную боль, раздражение и нежелание читать вообще.
В Евросоюзе тетради детей с дислексией помечают специальными наклейками, чтобы проверять их письменные работы по-другому. Российское образование таких детей игнорирует. В идеальном мире все дети попадают к логопеду на диагностирование, а в каждой начальной школе работает дефектолог, нейропсихолог и логопед. В реальности обеспечить полный набор могут только частные школы.
В 2016 году Мария Пиотровская основала Ассоциацию родителей и детей с дислексией. Ее участники хотят добиться того, чтобы всех детей при поступлении в школу проверяли на дислексию.
— В России есть замечательные специалисты по дислексии, — говорит Пиотровская. — Они провели много исследований и предложили несколько решений, но на практике, увы, мы так и не смогли найти площадок, где бы их разработки применялись.
Пиотровская уверена: в каждом регионе нужны специальные центры, где детям с трудностями в обучении помогут решить их проблемы, а учителей и логопедов научат работать с такими детьми. Ассоциация ведет переговоры сразу с несколькими регионами, но пока откликнулась только Чечня: местные учителя, логопеды и школьные психологи прослушали курс повышения квалификации в Грозном. Сейчас там каждый ребенок поступает в школу с заключением логопеда и психолога, затем специалисты снова проверяют его каждые полгода, а во втором классе делают итоговое заключение.
— Эти заключения нужны, чтобы учитель понимал, что у ребенка есть особенности развития. Что никакой он не дурак и что это не проблемы воспитания, — объясняет Маликат Маздаева, логопед одной из детских поликлиник Грозного.
Раньше логопедические заключения выдавали по всей стране. Потом многие региональные фонды ОМС сократили или полностью прекратили финансирование логопедов. Хотя ситуация становится только хуже.
— Число детей с проблемами в обучении растет во всех странах, — объясняет профессор Татьяна Ахутина, заведующая лабораторией нейропсихологии на факультете психологии МГУ и попечитель Ассоциации. — Учителя с этим не справляются. Бессмысленно говорить им, что они должны лучше учить — нужна специфическая помощь. Чем раньше ребенок начнет работать над проблемой, тем быстрее он ее преодолеет. Если заниматься два раза в неделю и делать специальные задания, можно скорректировать дислексию за восемь-девять месяцев.
Основные причины трудностей в обучении — генетическая предрасположенность, проблемы внутриутробного развития, неврологические патологии, стрессы, плохая экология и чрезмерная нагрузка. Мода на раннее образование — это для детей скорее плохо, чем хорошо, считает старший научный сотрудник лаборатории нейропсихологии в МГУ Екатерина Матвеева.
— Приходит на прием к неврологу ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Он ходит в садик Монтессори, на танцы, в бассейн и театральную студию, а по выходным в Пушкинском музее замечательная программа для детей. Свободное время у ребенка начинается после шести вечера. Мама жалуется, что в шесть часов вечера что-то он не очень спокойно сидит за столиком и не хочет делать аппликацию. Дети перегружены: школа, кружки, секции, занятия с репетиторами. Стоит только чуть-чуть разгрузить ребенка, дать ему воздухом подышать, у него и чтение автоматизируется, и математика улучшается. Детям не хватает воздуха!
— Стандартную школьную нагрузку на период интенсивной коррекции надо снизить обязательно, — согласна Светлана Дорофеева. — Детям с дислексией вредно «просто переписывать» тексты. Им вредно создавать условия, в которых они снова и снова сделают ошибки. Но не заниматься с ними все равно нельзя, потому что они на многое способны. Лучше всего, если упражнения будут посильными, но в зоне ближайшего развития
Не отчаивайтесь и верьте в ребенка, это важно! Мотивируйте, поддерживайте, направляйте. Любите его искренне, всегда и любым
Очень важно бережно относиться, поддерживать ровное, хорошее эмоциональное состояние. Нельзя ребенка две недели тренировать, а потом наорать на него — все рухнет. В первую очередь снимите с него претензии. Поймите: ему нужна помощь.
Описание
В 2014 году совет директоров IDA исключил из определения дислексии нейрологическое происхождение. Однако в 2015 вернулся к определению, принятому в 2002 году.
В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них — педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».
Другой подход — клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».
Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.
Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дизорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.
Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.
Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.
Исследование дислексии
Первые описания данного нарушения встречаются в немецкоязычной медицинской литературе конца XIX века. В ней зафиксированы случаи проблем с обучением детей из состоятельных семей, посещающих обычные школы. Нарушению присвоили неврологический характер и выявили его семейные разновидности.
В ранних работах встречаются различные наименования дислексии, в том числе такое известное, как «врожденная словесная слепота». Впервые термин «дислексия» ввел ученый из США Самуэль Ортон, активно использовавший его в своих научных работах в начале XX века. Также Ортон был первым, кто провел популяционные исследования в штате Айова с целью выявления частоты нарушения. Все его предшественники описывали лишь единичные случаи встречающейся им дислексии.
Исследование дислексии в России тесно связано с советской психологией. Изучением данного нарушения занимались ученики Льва Выготского, известного психолога, работающего с лингвистами. Так, советский педагог и психолог Роза Левина, принадлежащая школе Л. С. Выготского, в своей диссертации использовала термин «дислексия» и утверждала, что данное расстройство возникает в результате несформированности представления о фонетическом строе родного языка. В качестве варианта коррекции дислексии Роза Левина предложила создать систему логопедии на государственном уровне.
Специалисты занимались с детьми, имеющими проблемы фонематических репрезентаций (данные проблемы могут обнаруживаться у детей до того, как они начнут учиться читать). Целью таких логопедических занятий было выправление фонетических репрезентаций языка. Как только это происходило, и ребенок осваивал декодирование письменных символов, чтение становилось уже не такой трудной задачей. Ребенок умел соотносить буквы со звуками и озвучивать слова, в результате у него получалась удовлетворительная работа с текстом.
Понятие дислексии подразумевает проблемы с чтением отдельно взятых слов. Однако, когда дело доходит до чтения текста, нужно понимать также смысл прочитанного, улавливать суть содержания. Как только ребенок начинает читать текст, перед ним остро встает проблема морфологии: нужно уметь интерпретировать приставки, суффиксы, окончания, выделять основу слова. Помимо этого, необходимо понять смысл прочитанного, выявить главных героев, разобраться с объектами и предметами. Однако нарушение этих процессов не является дислексией – нарушение способности понимать прочитанное относится к другому типу расстройств чтения. При этом с дислексией у него прослеживается взаимосвязь: единичные случаи нарушения понимания слова при дислексии способствуют проблемам с пониманием общего смысла текста.
На специальную диагностику, как правило, отправляются дети, испытывающие сложности при декодировании слов или при осмыслении прочитанного текста. Нередко в общеобразовательных школах на это предпочитают не обращать внимания, так как фиксируют лишь скорость чтения. В результате ученику сложно дается и чтение и, к примеру, математика, поскольку он просто не успевает понять задание.