Речевая афазия

Дифференциальная диагностика

Несмотря на то, что афазия относится к неврологическим заболеваниям подход к диагностике носит мультидисциплинарный характер. Чтобы точно определить клинико-морфологические проявления заболевания необходимо полноценно провести диагностическое обследование больного. 

На базе Клинического Института Мозга функционирует мощное диагностическое отделение, которое обладает всей необходимой аппаратурой и специалистами смежных профилей, что обеспечивает высокую степень информативности предоставляемых диагностических данных.

Важнейшую роль в исследовании пациента играет топическая диагностика. Данную процедуру проводит невропатолог или нейрохирург. Для этого собираются все данные анамнеза настоящего заболевания, проводится определение специальных симптомов, а также физикальное обследование больного. На ровне с обследованием неврологом пострадавший должен быть обследован психотерапевтом для исключения или подтверждения психических отклонений и установления степени социальной адаптации больного афазией. Степень достоверности полученных данных во многом зависит от квалификации специалиста и его практического опыта.

Для диагностики афазии применяются такие исследования, как:

  • Компьютерная и магнитно-резонансная томография. Оба исследования могут проводиться без контрастирования и с контрастированием. Для визуализации мягких тканей информативнее – проведение МР- исследования.
  • Обзорная рентгенография головы и шеи. Рентгенография проводится при наличии в анамнезе черепно-мозговых травм для подтверждения или исключения дефектов твёрдых тканей (черепной коробки).
  • Ультразвуковое исследование – сонография и ультразвуковое цветное доплеровское картирование цервикальных (шейных) сосудов. Данное УЗ-исследование проводится для исключения поражения сосудов шеи.

Помимо инструментальных исследований важным компонентом диагностического обследования является проведение комплекса лабораторных анализов. Обязательно проводится определения группы крови и резус-принадлежности пациента, определение липидного профиля и общего анализа крови. 

Нет проблем!

Лечение семантической афазии назначает невролог. Но работает с пациентом группа специалистов:

  • врачи назначают лекарства, чтобы подпитать нервную систему и улучшить кровообращение в головном мозге, и физиотерапию для борьбы с гипертонусом мышц или, наоборот, с излишней их расслабленностью;
  • логопед занимается речевой реабилитацией, восстанавливая понимание слов и счет — у взрослых людей этот этап проходится по желанию пациента, а у детей он обязателен, поскольку дефект речи может отразиться на восприятии школьной программы и успехах в русском языке;
  • психиатр, нейропсихолог и реабилитологи подключаются по необходимости.

Восстановительное обучение при семантической афазии заключается в реабилитации пространственного восприятия и восстановлении причинно-следственных связей.

Динамическая афазия

Речевая афазия этого типа появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария головного мозга, которое ответственно за функцию речи. Характеризуется патология затруднением или невозможностью больного составлять развернутое предложение или высказывание. Человек затрудняется в ситуациях, когда его просят пересказать смысл увиденного ролика. В этот момент происходит блокировка спонтанного развернутого высказывания. Пациент говорит отрывки увиденного, часто не связанные между собой.

Больной забывает названия городов или улиц, у него возникают трудности, когда просят назвать фамилию знакомого человека. Однако если ему подсказать начало слова, то происходит разблокировка импульса, и больной может продолжить слово или фразу до конца. Пациенты с динамической афазией не могут считать в обратном порядке, например, от пяти до одного.

Способность к письму сохраняется, но сделать это получится при одновременном произношении и написании слова. Способность к арифметике утрачивается, хотя больные могут считать по порядку.

Симптомы

Общими признаками болезни являются паузы между фразами, снижение звука голоса. Такой стиль общения еще может называться «телеграфным». Нарушается письмо, чтение. Отмечаются пропуски букв, их замена, коверканье слов. Афферентная, эфферентная и динамическая форма имеют общий признак – больной не может активно устно высказываться. Поэтому их еще называют моторными нарушениями. Пациент с афферентной формой афазии не в состоянии разговаривать, он может выдавать произвольные звуки, но повторить по просьбе не сумеет. Такому больному непонятны обычные артикуляционные движения: открывание рта, высовывание языка и другие жесты.

Импрессивными отклонениями считаются акустико-гностическая и семантическая афазия, она выражается в невосприятии человеком устной речи. Для этого вида характерно отсутствие способности называть отдельные предметы. Амнестико-семантическая форма чаще диагностируется в пожилом возрасте и выражается не только в непонимании прочитанного текста. Эти люди не воспринимают сложные обороты речи, не могут осмыслить значение пословиц, метафор.

Для сенсорной формы характерны нарушения восприятия информации при отсутствии органического поражения органа слуха. Кроме того, пациент не контролирует собственный словесный поток. У больных с акустико-гностическим типом афазии возникают проблемы при занятиях с логопедом из-за неспособности запомнить связку из 3-4 слов.

При сенсомоторной патологии больной не различает речевые звуки, поэтому не воспринимает и письмо – это тотальная форма. Для каждого вида афазии характерны определенные симптомы, в этом их отличие. Но при любой форме расстройства обязательно наблюдается нарушение речевой функции.

По статистике, всего 1% детей имеет такое речевое расстройство. Чаще у них регистрируют сенсорный тип патологии, симптомы одинаковы со взрослыми пациентами. Явным признаком считается то, что дети мало говорят, а сама речь короткая и неэмоциональная. Дети могут быть чрезмерно суетливыми или, наоборот, безразличны к происходящему вокруг. Им свойственна быстрая утомляемость, они не могут долго сосредоточиться на конкретном событии. Причинами развития подобного отклонения являются родовые травмы и опухоли мозга. Лечение практически одинаковое со взрослыми, но более длительное.

Прогноз при детской афазии зависит от объема поражения ткани мозга и давности заболевания. Задача терапии замедлить прогрессирование болезни, помочь адаптироваться в социуме. Комплексный и грамотный подход позволяет добиться улучшения у детей и восстановить нейронные связи в коре.

Коррекция афазии

Коррекция включает два компонента:

  • логопедический
  • медицинский

Нужно лечить ту болезнь, которая привела к афазии. Причем контроль должен проводиться нейрохирургом или опытным неврологом. Применяют для лечения медикаменты. Но иногда нужна и помощь хирургов. Реабилитационные меры включают массаж, физиотерапию, механолечение и лечебную физкультуру.

Чтобы восстановить нормальную речь, пациент должен посещать специальные логопедические занятия. Следует вести коррекцию относительно всех компонентов речи:

  • импрессивная
  • экспрессивная
  • письменные навыки
  • чтение и понимание текстов

Лечение афазии должно начинаться сразу после перенесения травмы или инсульта по решению лечащего врача. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов избавиться от патологической симптоматики, не дав ей стать «хронической». Логопедическая работа, направленная на восстановления нормальной речи у больного, длится обычно два или три года.

Кто разрушил мостик в голове?

Обычно речевые нарушения определенного типа связаны с проблемами в функционировании конкретной зоны коры головного мозга, и это помогает врачам установить диагноз. Но не в данном случае. Как у левшей, так и у правшей амнестическая афазия развивается чаще всего при поражении:

1) базальных или передних отделов височной доли,

2) височно-теменно-затылочного стыков,

3) нижней теменная дольки.

Встречаются очаги и в других областях коры головного мозга. Причины нарушений различны. У детей в большинстве случаев амнестическая афазия возникает при поражении головного мозга в результате травм, но встречается болезнь и у тех, кто пережил тяжелое отравление с поражением головного мозга, нейроинфекцию, страдает эпилепсией, опухолевыми заболеваниями головного мозга. Но суть всегда одна — перенесенное состояние привело к гибели нейронов в определенном участке коры. Речь — это результат сложной работы мозга. Поэтому амнестическая афазия наблюдается при самых разнообразных поражениях.

Формы афазии

Сенсорная афазияВ основе ее развития лежит утрата фонематического слуха, что ведет к невозможности понимать устную речь окружающих и формулировать свои мысли. Другими словами, родная речь для человека звучит, как непонятная для него, а сам он произносит слова в случайном порядке, не осознавая, что фразы его бессмысленны. Письменная речь также в этом случае нарушена. Сохраняется лишь способность к чтению, без восприятия прочитанного материала.Сенсомоторная афазия (тотальная афазия)Страдает как фонематический слух, так и инициация речи – человек не понимает обращенных к нему слов и не в состоянии начать говорить сам.Эфферентная моторная афазияПациент понимает устную и письменную речь, но сам говорит и формулирует свои мысли с трудом. Характерной чертой его речи становится так называемый «телеграфный стиль», при котором человек говорит медленно, безэмоционально, с длительными паузами между словами, практически без употребления глаголов. Часто такие пациенты не могут повторить сказанную врачом фразу, а читать и писать могут либо с трудом, либо не делают этого вовсе.Динамическая афазия (транскортиальная моторная афазия)Клиническая картина схожа с предыдущей, но в данном случае пациенты способны повторять фразы за врачом.Акустикомнестическая афазияХарактеризуется нарушениями в импрессивной речи. Пациент различает звуки, но затрудняется в построении слов. Главным затруднением становится распознавание существительных в потоке речи. Пациент заменяет их местоимениями.Оптикомнестическая афазияПациент не в состоянии назвать предмет, демонстрируемый ему. При этом пациент понимает, для чего этот предмет нужен.Амнестическая афазияОбъединяет два предыдущих вида – акустикомнестическую и оптикомнестическую афазии.Семантическая афазияХарактеризуется нарушением способности пациента к правильному построению предложений. Проблемы возникают как при попытке сформулировать сложную фразу, так и при попытке понять сложные высказывания собеседника.

Амнестико-семантическая афазия

Вид нарушения, который развивается при комплексном повреждении трех зон головного мозга: теменной, височной и затылочной. У пациентов отсутствует способность выделять семантическое ядро слова и понимать его значение, ассоциативный ряд бедный.

Часто амнестико-семантической афазии сопутствует нарушение зрительно-пространственного двигательного акта, то есть человек затрудняется выполнять движения в разных плоскостях, целенаправленные движения пальцами также невозможны. Больной при общении понимает простые предложения и словосочетания, которые легки к восприятию, например: «Я иду в магазин. Куплю там хлеб и молоко. Вернусь домой в семь часов». Количество слов может достигать 11, главное — чтобы они могли быть легко распознаны пациентом.

Характерной особенностью нарушения является отсутствие возможности работать с тремя предметами. То есть больной может взять тарелку и справа от нее расположить вилку, но если ему дать еще и ложку, то задача станет невыполнимой, также отсутствует понимание сравнительных предложений: «Это яблоко больше чем слива, но меньше груши». Еще больному сложно понимать такие выражения, где присутствует логический смысл, например: «сестра матери» — «мать сестры».

Причинно-следственная связь в предложениях тоже не определятся. Больным непонятны пословицы и поговорки, метафоры.

Диагностика

Диагностический поиск направлен на выявление основного заболевания или причины, которая послужила толчком к развитию моторной афферентной афазии. Диагностический план включает стандартный комплекс исследований. Первым делом производят сбор анамнеза заболевания, после чего проводят топическую диагностику, для определения предполагаемого объёма повреждения тканей головного мозга, затем выставляется предварительный диагноз.

Для его уточнения проводится ряд инструментальных исследований, таких как:

  • Магнитно-резонансная томография головного мозга, также возможно применение контрастирования для улучшения характеристик визуализации головного мозга. Магнитно-резонансная томография позволяет выявить онкологическое поражение, наличие и объём гематомы при черепно-мозговой травме;
  • Ангиография церебральных артерий на предмет наличия или отсутствия сосудистой патологии;
  • Ультразвуковое доплеровское исследование сосудов шеи;
  • Люмбальная пункция при наличии подозрений на энцефалит, менингит или лейкоэнцефалит;
  • Электроэнцефалография для исключения патологии эпилептиформного характера или онкологического поражения головного мозга.

Афферентная и эфферентная формы: в чем отличие

Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры головного мозга и вторичных речевых зон. Ребенок теряет возможность ощущать движения языка и губ, и из-за этого теряет возможность нормально произносить звуки. Нарушения речи начинаются на уровне фонем: пациент не может правильно произносить звуки, некоторые или, в тяжелых случаях, все. В легких случаях больной путает близкие звуки: , и , , и и так далее. Затруднены и простые движения языка и губ: надуть щеки или облизать губы для таких людей сложная задача. А вот письмо и чтение, если эти навыки были сформированы к моменту начала заболевания, сохраняются. В ряде случаев возможно и автоматизированное, механическое воспроизведение заученных песен и стихов.

Эфферентная моторная афазия — причина нарушения ритмичности, мелодики и грамматики речи, но словарный запас при этом заболевании сохранен. Речь пациентов выглядит необычно и напоминает разговор плохо знающего язык иностранца:

  • глаголы и существительные употребляются в начальной форме,
  • прилагательных мало или нет совсем,
  • фразы строятся неправильно,
  • слова с упорством повторяются,
  • фразы разбиваются долгими паузами.

Пациенты с этой формой афазии понимают обращенную речь (иногда частично), и осознают, что они говорят иначе, неправильно. Чтение и письмо тоже нарушены. Часто наблюдаются и двигательные расстройства, которые требуют коррекции параллельно с речью.

Обе формы моторной афазии значительно нарушают социализацию ребенка и повышают уровень тревожности, ведь привычный способ взаимодействия с миром нарушен или утрачен. Такая ситуация приводит к тяжелым переживаниям. Страдающий речевыми нарушениями малыш нуждается в поддержке и налаживании удобного для него контакта с самыми близкими людьми.

Диагностика

Диагностика афазии лежит в компетенции логопедов, нейропсихологов и неврологов. Могут быть назначены такие исследования:

  • компьютерная томография мозга
  • магнитно-резонансная томография мозга
  • люмбальная пункция
  • дуплексное сканирование сосудов мозга
  • УЗДГ сосудов головы и шеи
  • магнитно-резонансная ангиография

Должны быть проведены обследования такого характера при подозрении на афазию:

  • диагностика письма
  • диагностика устной речи (импрессивной и экспрессивной)
  • проверка слухоречевой памяти
  • проверка двигательной памяти
  • диагностика состояния зрительной памяти

Также проводят диагностику:

  • интеллекта
  • конструктивно-пространственной деятельности
  • зрительного гнозиса
  • праксиса (динамического, сомато-пространственного, пальцевого, кистевого, мимического, орального)

Требуется дифференциальная диагностика афазии с такими болезнями:

  • умственная отсталость
  • тугоухость
  • дизартрия
  • детская алалия

Каким бывает недуг

Главная характеристика моторной афазии — нарушение устной речи (неверный грамматический строй предложений, сложности с артикуляцией, повторения слов и фраз) при сохраненном понимании обращенной речи.

Выделяют две формы течения моторной афазии: афферентная (кинестетическая) и эфферентная, или Брока. Форма афазии описывает особенности речевых нарушений. У одного и того же пациента может наблюдаться как один тип заболевания, так и сразу несколько, в зависимости от того, какие структуры коры головного мозга пострадали. В таких случаях говорят о сочетанной форме. Моторная афазия может сочетаться и с сенсорной, тогда говорят о сенсомоторной форме.

Глубину нарушений речевой функции отражают степени заболевания. Они зависят от объема повреждений и того, насколько успешно восстанавливаются нейронные связи. Степеней выделяют четыре:

  1. моторная афазия легкой степени ребенок в принципе может говорить, но медленнее обычного, словарный запас уменьшен,
  2. при умеренной степени речь значительно обеднена, ребенку трудно говорить, он максимально упрощает фразы, не использует предлоги;
  3. при выраженной моторной афазии малыш предпочитает общаться при помощи мимики и жестов, речь использует мало, фразы строит неправильно;
  4. тотальная, или комплексная моторная афазия грубой степени тяжести, это полное исчезновение речи.

У детей в большинстве случаев наблюдается прогресс состояния от более тяжелых фаз к более легким, и часто — к полному выздоровлению.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Афферентная
моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и
нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной
или роландовой борозды.

Различают два
типа этой афазии. Первый тип афазии наблюдается при поражении постцентральных
отделов левого полушария как у правшей, так и у левшей, и характеризуется
полной утратой экспрессивной речи. Второй тип афазии наблюдается у лиц,
переученных в дошкольном и младшем школьном возрасте с левой руки на правую.

При первом варианте
афферентной кинестетической моторной афазии выраженная апраксия
артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи.
Попытки произвольного повторения звуков приводит к хаотичным движениям губ и
языка, к литературным заменам. Больные дробят закрытый слог на два открытых,
дробят стечения согласных в слоге, опускают согласные звуки. И при этом слова
тут, там, вот и т.д. звучат как ту-ть, та-мь, во-ть и т.д.

В процессе
комплексного лечения пациентов после инсульта в клинике «Времена года», наблюдается
быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможностью
выполнения несложных инструкций. У больных длительно наблюдается специфические
особенности нарушения понимания. Это связано с вторичным нарушением
фонематического слуха. При данной форме афазии, возникают трудности в
распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту слов со
звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции (грубые — переднеязычные,
сонорные — гласные и т. д. Наблюдаются трудности понимания лексических средств
языка, передающих различные сложные пространственные отношения.

Трудности в
понимании вызывают глаголы с приставками (завернуть, возвращаться и т. д.), в
понимании значений личностных местоимений, употребляемых в косвенных падежах,
что объясняется отсутствием в них предметной направленности, обилием
фонематических изменений (например, мне-меня-мною).

Нарушения
чтения и письма
зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. В
процессе нейрореабилитации в нашей клинике восстановление внутреннего чтения часто
опережает восстановление письменной речи. При записи слов под диктовку, при
письменном названии предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются
все артикуляционные трудности, т.е. наблюдаются множественные литературные
параграфии, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и
способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).

При втором
варианте афферентной моторной афазии больные с трудом сохраняют порядок букв в
слове, представляют их зеркальность, пропускают гласные или же пишут сначала
все согласные, а затем уже гласные, и у них сохраняется представление о наличии
звука в слове, например, пропуская букву «ё», в слове «ведёт», больной ставит
две точки над «д».

Что такое моторная афазия?

Афазия – расстройство когнитивной сферы человека, связанное с выраженным нарушением речевой функции или восприятия услышанной речи больным

Важно отметить, что афазия является заболеванием, при котором нарушается или пропадает уже сформированная речевая функция. При афазии происходит частичная или абсолютная потеря способности к синтезу собственной речи или её восприятию, причём важно отметить, что при афазии не происходит органического поражения гортани и голосовой щели

Нарушение речи связано с локальным поражением корковых структур головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи. Помимо нарушения речевой функции у больных также встречаются парафазии, синдром логореи, персеверации, аграфия и алексия, а также речевые эмболы. Заболевание характеризуется значительным сокращением словарного запаса и соответственно лексикона пострадавшего человека, соответственно больной также теряет способность к правильной и осознанной письменности и чтению.

Физиологические аспекты моторной афазии

Центральная нервная система человека устроена наисложнейшим образом, благодаря тонкому взаимодействию всех корковых и подкорковых структур головного мозга происходит формирование всех основных функций высшей нервной деятельности. Чтобы понять какие нарушения влечёт за собой развитие афазии необходимо знать небольшой минимум физиологических аспектов функционирования зон головного мозга, отвечающих за синтез и восприятие речи. 

Моторная афазия Брока и зона Вернике

Основную роль в анализе и синтезе речи играют две зоны в коре больши полушарий головного мозга:

  1. Речевая зона названная в честь исследователя, её открывшего – Вернике;
  2. Центр Брока отвечающий за моторную функцию речи.

Обе зоны отвечают за восприятие и обработку поступающей в головной мозг речевой и визуальной информации с дальнейшей её обработкой и интерпретацией, а также синтетической речевой деятельностью. Зона Брока находится в области задней нижней части третьей лобной извилины левого полушария.

  • Зона Брока отвечает за моторную организацию речевой функции и связана с фонологическим и синтаксическим преобразованием поступающей информации. Таким образом зона Брока является кинетико-моторным вербальным анализатором, воспринимающим мышечную информацию.
  • Зона или область Вернике – область коры головного мозга, отвечающая за восприятие письменной и устной речи. Данная зона находится в области задней части верхней височной извилины на стороне доминантного полушария. Данная зона отвечает за синтаксис и интонационные характеристики речи. 

Эфферентная моторная афазия

Расстройство является результатом повреждения зоны головного мозга у основания средней лобной извилины. У пациента отсутствует возможность изменения положения артикуляционного аппарата. То есть когда он произносит один звук, для переключения на другой ему требуется определенное время. В медицине расстройство еще называют афазией Брока в соответствии с пораженным участком мозга.

Кроме задержки переключения с одного звука на другой, пациент страдает от нарушения двигательных процессов. Все движения роботообразные, плавность потеряна, присутствует заторможенность.

Сама по себе речь у пациента присутствует, но в ней также нет плавности звуков, интонаций, эмоций. Если больной захочет что-то написать, то сделать он это сможет только в комплексе с произношением желаемой буквы или слова. Присутствует смешанность букв, то есть человек берет букву из одного слова в предложении и автоматически подставляет ее в другое.

АКУСТИКО–МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Акустико-мнестическая

афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Считается, что в ее основе

лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной заторможенностью

слуховых следов. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между,

относительно сохранной, способностью повторить отдельные слова и нарушением

возможности повторения трех-четырех, не связанных по смыслу, слов (например:

рука-дом-небо и т.д.)

При

акустико-мнестической афазии нарушение речевой памяти является основным

дефектом, т.к. оказываются сохраненными фонематический слух, артикуляторная

сторона речи. Повышенная речевая активность компенсирует трудности

коммуникации. Слухоречевую память этих больных

отличает большая инертность.

Нарушение

объема удержания речевой информации, ее заторможенность приводит к трудностям

понимания при этой форме афазии длинных,

многосложных высказываний, состоящих из пяти-семи слов. Пациенты с трудом

ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками, «отключается» в сложной

речевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, утомляется при восприятии

музыки и радиопередач. Этот факт должен учитываться при назначении таких

методов лечения, как «арт-терапия» и т.п.

При оптической

афазии, вторым вариантом акустико-мнестической афазии, — возникают трудности

удержания на слух, смысловой стороны речи, заключаются в ослаблении и обеднении

зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его

зрительным представлением. Зрительное представление о предмете становится

неполным, не дорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны,

специфичны именно для них, а с другой – связаны с многозначностью слова

(например, слова носик, гребешок, ручка).

Больные

понимают значение отдельных слов. У них нет артикуляторных трудностей, они не

только многоречивы, но и гиперактивны. Однако при всем этом они лишь

фрагментарно понимают речь в связи с сужением слухоречевой памяти до 1-2 из 3

слов, воспринятых на слух. Речь обильна, мало информативна, изобилует

вербальными парафазиями, но интонационно окрашена.

В письменной

речи при акустико-мнестической афазии больше выступают явления экспрессивного

аграмматизма, т.е. смещение предлогов, а также флексий глаголов,

существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативная

сторона письменной речи оказывается более сохранной. При записи текста под

диктовку больные испытывают значительные трудности удержания в слухоречевой

памяти даже фразы. Состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой

повторить каждый фрагмент фразы.

При

акустико-мнестической афазии сложно воспринимается печатный текст, при чтении.

Это связано с нарушением сохранности слухоречевой памяти.

Признаки и причины сенсорной афазии

Сенсорная афазия может возникнуть в результате широкого спектра причин. К данному заболеванию могут привести как заболевания сердечнососудистой системы, так и травматические повреждения головы и центральной нервной системы. Самыми частыми причинами формирования сенсорной афазии являются:

  • Острые и транзиторные нарушения церебрального кровотока, например, эмболии или геморрагический инсульт. Эмболизация может произойти в результате наличия нестабильной атеросклеротической бляшки в русле одной из сонных артерий или в результате попадания тромба из ушка левого предсердия при артимогенных состояниях.
  • Травматические повреждения головы, чаще всего происходящие при транспортных авариях. Контузии и черепно-мозговые травмы могут приводить к одномоментному повреждения корковых и подкорковых структур или повреждению в отсроченном варианте при развитии отёка головного мозга.
  • Онкологические процессы с локализацией в черепной коробке. Доброкачественные или злокачественные опухоли могут стать значимым фактором в развитии сенсорной афазии.

Важно отметить то, что в формировании поражения чаще всего задействованы следующие ветви, входящие в бассейн средней мозговой артерии:

  • Нижняя ветвь средней мозговой артерии;
  • Задняя височная артерия;
  • Артерия угловой извилины.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector