Сдвг
Содержание:
- Классификация
- Рекомендации родителям гиперактивных детей
- «Шиншиллы — это позитив, а гиперактивный ребенок — проблема»
- Диагностика СДВГ у взрослых
- Эпидемиология
- Причины СДВГ у взрослых
- Советы родителям
- Причины возникновения
- Особенности лечения
- СДВГ у взрослых — лечение
- СДВГ у взрослых — лечение
- Признаки СДВГ во взрослом возрасте
- «Мой мозг был как телевизор»
- Реабилитация
- Симптомы синдрома дефицита внимания у взрослых
- Проявления патологии
- Лечение СДВГ
- Лечение заболевания
- Заключение
Классификация
Из 4,7% взрослых с СДВГ примерно 19% демонстрируют преимущественно симптомы гиперактивности.
В DSM-5 , или « Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств» , издание 2013 г., определены три типа СДВГ:
- Преобладающий Невнимательная презентация
- Преимущественно гиперактивно- импульсивное представление
- Комбинированный тип, который отображает симптомы из обоих представлений
Чтобы соответствовать диагностическим критериям СДВГ, человек должен отображать:
- не менее шести симптомов невнимательного типа для невнимательного типа
- минимум шесть симптомов гиперактивного типа для гиперактивно-импульсивного типа
- все вышеперечисленное, чтобы иметь комбинированный тип
Симптомы (см. Ниже) должны были присутствовать еще до того, как человеку исполнилось семь лет, и должны были мешать как минимум двум сферам его или ее жизнедеятельности (например, дома и в школе или на работе) за последнее время. шесть месяцев. Однако критерии DSM-IV для СДВГ были адаптированы к типу симптомов, которые будут проявляться у детей, и поэтому могли недооценивать распространенность СДВГ у взрослых. В 2013 году в новом DSM-5 были пересмотрены некоторые из этих критериев с более мягкими требованиями к диагностике, особенно у взрослых, и возрастным пределом для симптомов, впервые возникающих, до 12 лет.
Рекомендации родителям гиперактивных детей
В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.
2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.
3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
5. Определите для ребёнка рамки поведения — что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
7
Вызывающее поведение Вашего ребёнка — его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени
8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
9. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
10. Создайте необходимые условия для работы
У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий
11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
15. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка.
16. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.
17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию
Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе
«Шиншиллы — это позитив, а гиперактивный ребенок — проблема»
«В обычных детских садах воспитатели часто просят не приводить детей на детсадовские праздники, потому что они не умеют себя вести. Поэтому мы начали нашу деятельность с проведения гиперактивного Нового года. Это стало хорошей традицией», — рассказывает Ирина Лукьянова. В 2003 году из-за недостатка информации об СДВГ в России Лукьянова вместе с еще двумя мамами гиперактивных детей создала тематический форум. Его популярность росла, и в 2006 году родители создали организацию «Импульс». С бюрократией тогда помогли представители еще живого «Внимания». Сейчас в «Импульсе» порядка 30 семей, которые собираются вместе на детские праздники, устраивают публичные лекции психиатров и выставки детского творчества.
Но основная функция «Импульса» — по-прежнему консультации на форуме. «На форум приходят мамы в растрепанных чувствах, мы им помогаем, утираем слезу и даем советы. Со временем они начинают лучше разбираться в болезни и становятся достаточно компетентны, чтобы сами помогать новым участникам», — поясняет Лукьянова. При этом она подчеркивает, что на форуме не дают советов по лечению, но могут порекомендовать хорошего врача. Сейчас на сайте зарегистрировано 11 тысяч пользователей, а в штате организации работает всего один человек. Периодически форум подвергается атакам все тех же сайентологов, несмотря на строгий дисклеймер про «Риталин» клеймящих организацию родителей пропагандой «Риталина».
Диагностика СДВГ у взрослых
Диагностика СДВГ у взрослых проводится по следующим этапам.
- Обращение за помощью при возникновении признаков. Чаще всего, у взрослых это: проблемы с самоорганизацией, прокрастинация, сниженная мотивация, проблемы с коммуникацией и построением близких отношений с людьми, хроническая депрессия или тревожность, алкогольная или наркотическая зависимости.
- Сбор анамнеза для подтверждения диагноза. Лучше всего, если информацию предоставит не только сам пациент, но и кто-то из его близких людей, т.к. взрослому с СДВГ сложно наблюдать за собой и делать выводы. Врач будет собирать информацию по следующим пунктам:
- семейный анамнез;
- история беременности и родов;
- медицинские и физические факторы (операции, хронические заболевания, прием лекарственных препаратов, нарушения сна, сложности с ориентированием в пространстве);
- история развития в детском возрасте;
- история обучения в школе, колледже, университете;
- домашняя обстановка (наличие или отсутствие порядка в доме, организация рабочего места, режимные моменты);
- история трудоустройства (отношения с начальством и коллегами, частая смена работы, качество выполнения своих рабочих задач);
- межличностные отношения (отношение к общению с окружающими, сложность создания крепких дружеских или романтических связей, непонимание других, невнимательность или безразличие к окружающим).
- Анализ возможных диагнозов, проверка наличия сопутствующих расстройств и заболеваний.
- Психологическое тестирование по дополнительным методикам.
- Постановка точного диагноза.
Эпидемиология
По оценкам, в Северной Америке и Европе от трех до пяти процентов взрослых страдают СДВГ. Примерно 10% взрослых с СДВГ получили официальный диагноз. Было подсчитано, что 5% мирового населения страдает СДВГ (включая еще не диагностированные случаи). В контексте Всемирной инициативы по исследованию психического здоровья Всемирной организации здравоохранения исследователи обследовали более 11 000 человек в возрасте от 18 до 44 лет в десяти странах Северной и Южной Америки , Европы и Ближнего Востока . На этой основе они оценили долю взрослого населения с СДВГ в среднем в 3,5 процента с диапазоном от 1,2 до 7,3 процента, при значительно меньшей распространенности в странах с низким уровнем дохода (1,9%) по сравнению со странами с высоким уровнем дохода (4,2%). Исследователи пришли к выводу, что СДВГ у взрослых часто сочетается с другими расстройствами, и что это связано со значительной инвалидностью. Хотя они обнаружили, что лишь немногие взрослые получают лечение от самого СДВГ, во многих случаях назначается лечение сопутствующих расстройств.
Причины СДВГ у взрослых
Врачи до сих пор не уверены в том, что вызывает СДВГ.
Однако появляется все больше свидетельств того, что генетика может играть определенную роль в развитии этого состояния. Помимо генетики, следующие факторы могут увеличить вероятность того, что у человека будет СДВГ:
- травма головного мозга
- воздействие факторов окружающей среды, таких как свинец, во время беременности или в молодом возрасте
- употребление алкоголя и табака во время беременности
- низкий вес при рождении
- преждевременные роды
В настоящее время нет исследований, которые бы подтвердили, что такие факторы, как длительный просмотр телевизора, потребление большого количества сахара или определенные методы воспитания, вызывают СДВГ. Хотя эти факторы могут усугубить симптомы, нет достаточных доказательств того, что они являются основными причинами СДВГ.
Советы родителям
Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок
Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д
Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:
- строгое соблюдение режима дня. Прежде всего, это дисциплинирует ребенка, но выработка у ребенка привычки регулярно выполнять определенные действия также позволяет синхронизировать работу ЦНС со всем организмом;
- нормальный сон. Дети в возрасте от 3 до 6 лет должны спать 10 часов в сутки. Это время разбивается на дневной сон (2 часа) и ночной сон (8 часов). Если малыш не может уснуть, то старайтесь в течение дня занимать его подвижными играми на свежем воздухе и спортивными занятиями;
- дозирование нового материала. Малыш не сможет сразу усвоить весь материал, предусмотренный образовательной программой. Постарайтесь разбить его на несколько частей, и преподносите новую информацию дозировано с небольшими интервалами. Просите ребенка чаще повторять пройденный материал;
- детям с ММД необходимо движение, поскольку одним из проявлений этой патологии является недоразвитие мышц, в том числе и диафрагмы. При длительном отсутствии движения организм начинает испытывать кислородное голодание. Поэтому не заставляйте ребенка с минимальной мозговой дисфункцией длительное время сидеть неподвижно — от этого ему становится трудно дышать;
- старайтесь развивать ребенка творчески. Занятия, в ходе которых ребенок задействует фантазию, стимулируют развитие образного мышления, а значит, головной мозг приходит в состояние активности. Исследователи заметили, что творческое развитие детей с ММД способствует лучшему усвоению точных наук;
- доброжелательная атмосфера в семье. Старайтесь оберегать ребенка от различных стрессовых ситуаций, он не должен подвергаться психологическому давлению. Нередко дети с ММД страдают от оскорблений со стороны сверстников в школе, а чтобы лечение было успешным, необходимо стараться избегать подобных конфликтов. Исцеление будет достигнуто лишь в том случае, если организм малыша сам начнет корректировать отклонения, достичь этого можно только в благоприятной психологической обстановке не только дома, но и в школе.
Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек
Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.
Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени. Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом. Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.
Причины возникновения
Основной причиной развития ММД принято считать органическое повреждение коры головного мозга или аномалию развития. Негативно сказаться на формировании центральной нервной системы плода могут различные инфекции, соматические заболевания матери, находящиеся в стадии обострения, неправильное питание беременной женщины, различные патологии беременности, прием некоторых лекарственных средств, употребление алкоголя, наркотических препаратов и курение.
Привести к развитию этого расстройства могут и различные травмы, нанесенные ребенку в момент его появления на свет. Кроме того, спровоцировать патологию могут такие факторы, как слабовыраженная родовая деятельность и последующая стимуляция специальными средствами, стремительные роды, оперативное родоразрешение, гипоксия плода, неполное раскрытие родовых путей у женщины, слишком крупный плод, а также использование медперсоналом специального родовспомогательного инструмента (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор и т.д.).
К развитию ММД в неонатальном периоде могут привести нейроинфекции и травмы, приведшие к повреждению центральной нервной системы. Если расстройство формируется в возрасте от 3 до 6 лет, то его причиной, скорее всего, является педагогическая и социальная запущенность. Подобное состояние ребенка является воспитанием в неблагополучной семье.
Особенности лечения
СДВГ у взрослых — лечение
Медикаментозное лечение
Медикаментозное лечение обычно состоит из стимуляторов или не стимуляторов. Стимуляторы увеличивают количество дофамина и норадреналина в головном мозге
Это два химических вещества, которые улучшают внимание и концентрацию
Однако стимуляторы могут не подходить пациентам с высоким артериальным давлением, судорогами, заболеваниями печени или почек или тревожными расстройствами.
Не-стимуляторы работают медленнее, но также улучшают концентрацию и внимание и уменьшают импульсивность. Некоторые врачи могут назначать стимуляторы и не стимуляторы одному и тому же человеку для повышения их эффективности
Некоторые врачи могут назначать стимуляторы и не стимуляторы одному и тому же человеку для повышения их эффективности.
Психотерапевтическая терапия
Поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия направлены на то, чтобы помочь пациенту изменить свои поведенческие привычки и научить методам желаемого поведения. Врачи также могут предложить присоединиться к группе поддержки.
СДВГ у взрослых — лечение
Медикаментозное лечение
Медикаментозное лечение обычно состоит из стимуляторов или не стимуляторов. Стимуляторы увеличивают количество дофамина и норадреналина в головном мозге
Это два химических вещества, которые улучшают внимание и концентрацию
Однако стимуляторы могут не подходить пациентам с высоким артериальным давлением, судорогами, заболеваниями печени или почек или тревожными расстройствами.
Не-стимуляторы работают медленнее, но также улучшают концентрацию и внимание и уменьшают импульсивность. Некоторые врачи могут назначать стимуляторы и не стимуляторы одному и тому же человеку для повышения их эффективности
Некоторые врачи могут назначать стимуляторы и не стимуляторы одному и тому же человеку для повышения их эффективности.
Психотерапевтическая терапия
Поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия направлены на то, чтобы помочь пациенту изменить свои поведенческие привычки и научить методам желаемого поведения. Врачи также могут предложить присоединиться к группе поддержки.
Признаки СДВГ во взрослом возрасте
Сразу уточним, основным критерием определения наличия СДВГ у взрослого человека есть устойчивое проявление перечня признаков данного синдрома. Если Вы обнаружите некоторые из них, и они возникают время от времени, в зависимости от настроения или субъективных обстоятельств, это не СДВГ. Это может быть признаком Ваших личных характерологических качеств.
Основными признаками синдрома дефицита внимания с гиперактивностью являются:
1. Неспособность сконцентрироваться на поставленной задаче. Сюда относится также невнимательность и несобранность. Если у большинства людей бывают моменты, когда кажется, что жизнь превращается в хаос, то у людей с СДВГ это стабильное состояние. Такие люди катастрофически неправильно расставляют приоритеты. Они не способны правильно распределять время, часто опаздывают. В них наблюдается тенденция не доводить дело до логического завершения. Вместе с тем, у людей с СДВГ возможно проявление гиперконцентрации, когда они теряют связь с реальностью, полностью погрузившись в какое-то дело.
2. Тотальная забывчивость. Да, человек может что-то забывать, это совершенно нормально, но, когда это носит хронический характер и проявляется во всех сферах жизнедеятельности это тревожный звоночек. Люди, имеющие СДВГ, забывают важные события или элементарные вещи в бытовой сфере. Очень часто социумом подобное проявление трактуется как безответственность и безразличие.
3. Импульсивность. Имеется в виду импульсивные действия, поступки, которые иногда могут даже нести вред для жизни. Сюда же относятся покупки ненужных, а также слишком дорогих вещей, которые осуществляются под влиянием спонтанного минутного желания.
4. Стойкая эмоциональная лабильность. Проявляется в резких сменах настроения и чередованием полярно противоположных эмоций. Маленькие неприятности выбивают землю из-под ног людей, провоцируют депрессивные и агрессивные проявления. Часто наблюдаются ипохондрические проявления.
5. Заниженная самооценка. Основное проявление недооценка собственных способностей, неумение трезво оценивать собственные силы. Устойчивое чувство неполноценности.
6. Тревожность. Повышенное стремление к постоянной деятельности провоцирует суетливость и неспособность выполнить поставленную задачу до конца. Постоянное ожидание каких-то неприятных событий.
7. Недостаточность мотивации. Проявляется в неорганизованности и отсутствию желания выполнять поставленные цели, а также в низких организаторских качествах.
8. Генетическая предрасположенность к СДВГ. Почти невозможно просчитать, через сколько поколений проявится данный синдром. Известно лишь что, если в Вашей семье были родственники с подобными проявлениями Вы в зоне риска.
9. Частые болезни. Неспособность вовремя отреагировать на ухудшение самочувствия из-за забывчивости и невнимательности может быть причиной развития серьезных заболеваний.
10. Низкая способность к гибкому мышлению. Людям с СДВГ проще действовать по уже знакомому плану действий, не находя другие способы решения проблемы.
Эти и ряд вытекающих из данных признаков проблем являются ориентировочным перечнем симптомов СДВГ. Но если говорить про какой-то один сборный критерий, то данный синдром характеризуется недостаточной способностью к торможению или ингибированию. То есть у таких людей нет компонента осознанности между импульсом и самим действием. Их реакция и руководствуется собственно этим импульсом.
Тут будет размещена реклама
«Мой мозг был как телевизор»
У Маши все было совсем по-другому. Она не висла на шее у родителей, не срывала занятий в детском саду, не дралась со сверстниками. В четыре года она просто перестала спать по ночам. «Я была очень спокойным ребенком, поэтому мама могла даже не знать, что я не сплю, я просто просыпалась, играла в игрушки, потом днем чувствовала себя совершенно нормально». Жаловаться на Машу воспитательницы стали только в старшей группе детского сада, но не из-за гиперактивности, а из-за ее отсутствия. Вместо того чтобы общаться и играть с другими детьми, девочка сидела в своих мыслях: «Мой мозг был как телевизор, в котором включили все каналы сразу. Я хотела одновременно и порисовать, и посмотреть мультики, и что-то еще — но в итоге ничего не делала, просто думала об этом».
Тогда невропатологи все списали на смерть отца. В школе, чувствуя свою ответственность перед мамой, Маша сразу приучила себя быть прилежной и получать хорошие отметки, несмотря на проблемы с концентрацией. Очередной визит к врачу состоялся в первом классе только после жалоб преподавателей на ее инертность. Психиатр впервые произнес аббревиатуру СДВГ, но уверил маму, что это возрастное и обязательно пройдет, а пока можно просто принимать глицин. Позже, когда в старших классах пришла и гиперактивность, в качестве лекарства девушке прописали «Ново-пассит».
Реабилитация
Если в ходе лечения детей СДВГ у детей был выбран правильный подход и соблюдался принцип комплексности, то положительные результаты не заставят себя ждать. Но для их закрепления необходимо осуществить ряд мероприятий, направленных на психосоциальную реабилитацию ребенка. Ведется такая работа по двум разным стратегиям, позволяющим сформировать или восстановить нарушенные расстройством навыки и знания. Это неизбежно приведет к улучшению социального функционированию ребенка с синдромом.
В эту работу вовлекается не только ребенок. Реабилитация не будет успешной без участия ближайшего окружения, учителей и воспитателей. Педагоги должны скорректировать учебную программу таким образом, чтобы она соответствовала возможностям ребенка и учитывала его особенности.
Но важнейшим условием выздоровления является изменение поведения родителей, а также их отношения к ребенку. Прежде всего, из речи мамы и папы должны исчезнуть слова «нет» и «нельзя». Это негативные методы воспитания, которые неприменимы к ребенку с СДВГ. Дело в том, что у таких деток довольно высокий порог чувствительности к различного рода наказаниям, а вот на похвалу они реагируют активнее. Если учесть эту особенность при построении взаимоотношений с детьми, то можно воспитательные мероприятия будут более успешными.
Еще одним условием для успешной адаптации ребенка является формирование адекватной самооценки. Добиться этого можно при сочетании индивидуальной и групповой психотерапии.
Симптомы синдрома дефицита внимания у взрослых
Симптомы СДВГ у взрослых разнообразны, поэтому их делят на несколько составляющих. Каждая из них включает в себя особые признаки.
Концентрация
Люди, страдающие синдромом дефицита внимания, имеют проблемы с концентрацией, которые проявляются во многих сферах жизни, а также в повседневных делах. Синдром характеризуется такими симптомами:
- резкое отвлечение от дел, разговора, работы;
- высокая отвлекаемость от процессов;
- невозможность сконцентрироваться на определенном действии или явлении;
- отсутствие внимания к различным деталям;
- бросание дел без их завершения;
- трудности с передачей информации, пересказыванием диалогов.
В некоторых случаях симптом начинает работать обратным образом: появляется сверхконцентрация, больной начинает выполнять дела или работу с полным погружением и потерей чувства времени и внимания к окружающим событиям.
Организация
Неорганизованность — еще одно явление, с которым сталкиваются взрослые с синдромом дефицита внимания. Проявляется она практически у всех пациентов и негативно влияет на эффективность и успешность различных дел и задач. Проявляться это может так:
- нехватка времени на домашние дела;
- прокрастинация, откладывание задач на потом;
- сложности со стартом и финишем выполнения работы;
- отсутствие чувства времени;
- забывчивость, частая потеря мелочей (ключи, пульт, перчатки и т.д.).
Эмоции
Взрослые с СДВГ часто сталкиваются с неприятными эмоциями. Они переживают, злятся, тревожатся, иногда даже без видимых причин. Проявляется это в следующем:
- отсутствие контроля за эмоциями;
- переутомление;
- частая смена настроения, раздражительность;
- сниженная самооценка, обидчивость;
- склонность думать о плохом.
Такие эмоциональные проявления создают сложности в общении с другими людьми, поэтому пациенты с СДВГ зачастую закрываются и предпочитают ни с кем не сближаться.
Гиперактивность
Излишняя энергичность и активность — один из главных симптомов синдрома дефицита внимания. Она не дает человеку сфокусироваться на одном деле, усидеть на месте и сохранять спокойствие при возникновении сложностей. Также симптом характеризуется признаками:
- постоянное желание что-то делать;
- жажда получения ярких впечатлений и острых эмоций;
- одновременное выполнение многих дел;
- скука при монотонной работе;
- болтливость, частая смена мыслей.
Импульсивность
Неумение контролировать свои действия и слова чаще проявляется у мужчин, чем у женщин. Оно доставляет много дискомфорта и негативно влияет на отношения с окружающими людьми. Проявляется в:
- неспособности держать контроль над собой;
- резких высказываниях своего мнения;
- перебивании собеседника, невнимательности к его репликам;
- спонтанном желании совершить опасные действия.
Тяга к спонтанным рискованным действиям часто перерастает в возникновение зависимостей.
Проявления патологии
Первые признаки такой патологии, как минимальная мозговая дисфункция у детей, можно заметить в самом раннем возрасте. Видоизмененная форма черепа и ушных раковин, отклонение от нормы в строении нёба и роста зубов – все это является визуальными проявлениями ММД у детей.
Клиническая картина патологии достаточно обширна. Она может иметь самые разные проявления:
- расстройства вегетативного характера. К таковым можно отнести чрезмерное потоотделение, мраморность кожных покровов, сбой в работе ЖКТ (неустойчивость стула, частые колебания запоров и поноса), неустойчивый пульс и функционирование сердечно-сосудистой системы;
- слабый мышечный тонус и двигательные расстройства. Тонус мышц может быть неравномерным, наблюдается асимметрия сухожильных рефлексов, недостаточность мелкой моторики. Таким деткам особенно трудно застегивать пуговицы или завязывать шнурки, у них возникают сложности при работе с ножницами, рисовании карандашом или письме ручкой. Из-за того, что мышцы лица также ослаблены, мимика ребенка достаточно бедна, он практически никогда не строит рожицы и не гримасничает. Детям с ММД трудно ловить мяч, ездить на велосипеде или ходить по одной линии;
- сказывается расстройство и на поведении детей. Обычно такие малыши весьма активны, они неусидчивы, легко отвлекаются, им трудно сосредоточится на выполнении полученного задания;
- нестабильный эмоциональный фон. У деток наблюдаются частые перепады настроения.
Минимальная мозговая дисфункция сопровождается высокой степенью истощаемости нервных клеток, расположенных в верхних слоях коры головного мозга. Следствием этого является быстрая утомляемость, также возникают определенные сложности с памятью и формированием запаса общих понятий. Все это ведет к психическим и речевым задержкам в развитии.
Дети с ММД испытывают трудности и в социальной сфере. Они легче находят общий язык с детьми, которые младше их по возрасту, тогда как излишняя возбудимость и склонность к созданию конфликтных ситуаций не позволяет наладить контакты с ровесниками в стенах дошкольных образовательных учреждений. У таких детей могут быть проблемы с засыпанием, они часто ворочаются во сне, большинство из них страдают недержанием мочи.
Постепенно, когда малыш становится старше, клинические проявления расстройства бесследно проходят. Согласно статистике, в младшем дошкольном возрасте ММД наблюдается примерно у каждого пятого из детей, а уже в начальных классах патологию можно встретить у одного из 20 учеников
Но это возможно лишь в том случае, если воспитанию и образованию ребенка с ММД уделяется особое внимание. Лишь в очень редких случаях некоторые из проявлений расстройства сохраняются у взрослых
Лечение СДВГ
Для успешного лечения требуется тщательное обследование для выявления причин. Консультация психиатра, невролога, современные исследования, такие как томография, электроэнцефалография, картирование и др., позволяют установить факторы, запустившие СДВГ, и верно определить тактику борьбы с недугом. При лечении СДВГ используются сочетания таких способов терапии как:
- Медикаментозная терапия.
- Психотерапия.
- БОС-терапия.
- Физиотерапия.
- Массаж и ЛФК.
- Психолого-педагогическая работа.
- Занятия с логопедом и дефектологом.
- Нейропсихологическая коррекция.
Лечение проводится как в домашних условиях, так и в стационаре (в виде курсов весной и осенью).
Лечение заболевания
В России дефицит внимания у детей распространен, его лечение состоит из комплекса мероприятий и контролируется на всех этапах. Главным воздействием на пациента считается психотерапия, а также коррекция поведения путем педагогического контроля и нейропсихологического влияния.
В первую очередь доктор проводит беседу с родителями и ближайшим окружением пациента, разъясняет им особенности взаимодействия с больным. Перед родителями устанавливаются задачи, которые необходимо обязательно выполнять:
- Воспитание должно быть строгим. Не следует сюсюкать, жалеть ребенка, все ему разрешать. В противном случае чрезмерная опека и любовь усилит протекающие симптомы заболевания.
- Не требовать от ребенка выполнения действий, с которыми он не в силах справиться. Невозможность выполнения поставленных задач ведет к увеличению капризности, нервозности, недовольства собой и еще большему падению самооценки пациента.
Для медикаментозного лечения назначается комплексная терапия. Препараты подбираются на основании выявленных признаков в индивидуальном порядке. Для лечения синдрома дефицита внимания применяются следующие средства:
- Для центральной нервной системы вегетативного характера, ее стимулирования прописываются Пемолин, Декстроамфетамин или Метилфенидат;
- Рекомендуется применение трициклических антидепрессантов, таких как Амитриптилин, Имипрамин, Тиоридазин;
- Следует принимать таблетки ноотропного ряда: Семакс, Ноотропил, Фенибут, Церебролизин;
- Психостимуляторы: Дексметилфенидат, Дексамфетамин или Левамфетамин.
Дополнительно назначаются витамины, стимулирующие мозговую активность. Терапия осуществляется в низких дозировках, чтобы не спровоцировать развитие у несовершеннолетнего побочных явлений.
Дополнительно к медикаментозному воздействию можно применять физиотерапию и лечебный массаж. Процедуры этого комплекса направлены на устранения травм, полученных при рождении малыша. Это положительно влияет на мозговое кровообращение и давление внутри черепа.
Применяется перечень упражнений:
- Лечебная гимнастика проводится ежедневно, стимулирует укрепление мышечной ткани плечевого пояса и шеи;
- Массаж зоны воротника – должен проводиться до 3-х раз в год по 10 процедур ежедневно в течение 10-15 минут;
- Проводится физиотерапия с помощью инфракрасного излучения, способствующего прогреванию определенной зоны. Осуществляется по 10-15 сеансов не чаще 2-х раз в год.
Назначать комплекс мероприятий физиологического воздействия должен только лечащий врач. Обращение к неквалифицированному специалисту может стоить больному здоровья.
Гиперактивность можно устранить и без комплексного медикаментозного лечения. Можно воспользоваться народными средствами, пропить успокоительные травы, такие как шалфей, ромашка или календула.
Кроме этого, следует набраться терпения и уделять маленькому человеку больше внимания, выполняя следующие рекомендации:
Находить время на общение с ребенком;
Отдать малыша в развивающие кружки;
Со школьником следует вместе учить уроки, больше заниматься, воспитывать его усидчивость и внимание;
При гиперактивности требуется найти применение его непоседливости и энергии: отдать на танцы, бег или другие подвижные спортивные занятия;
Не проявлять агрессию, не ругать больного, демонстрировать больше спокойствия и сдержанности;
Поддерживать все начинания и увлечения своего ребенка
В этой ситуации важно не спутать вседозволенность и принятие маленького человека в качестве самостоятельного индивида.. При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат
Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия
Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача
При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат. Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия. Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача.
Синдром дефицита внимания у детей проявляется разными симптомами. Если выявить заболевание на начальных стадиях, то его можно быстро излечить даже при отсутствии препаратов. В такой ситуации залогом для победы над заболеванием являются терпение и настойчивость родителей в воспитательных моментах.
Заключение
СДВГ — это психо-неврологическое состояние, которое проявляется невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. Доктора могут помочь пациенту управлять и лечить симптомы. Существует несколько других сопутствующих состояний, которые могут быть у взрослого человека с СДВГ. К ним относятся биполярное расстройство, депрессия и употребление психоактивных веществ.
Необходимо обратиться к врачу, если отмечаются какие-либо симптомы СДВГ и эти симптомы мешают повседневной деятельности. Врачи назначат препараты и направят на терапию.
Научная статья по теме: Синдром дефицита внимания и гиперактивности удваивает риск ранней смерти.