Моторная алалия глазами нейропсихолога

Моторная алалия у ребенка

Моторная алалия у детей

Патология появляется из-за недоразвития области Брока. Такое название получила часть коры головного мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При этой форме заболевания у ребенка наблюдается слабое развитие моторики.

Явление выражается в следующем:

У ребенка нарушена артикуляция. Пациент с трудом произносит согласные звуки путем работы языка, губ и зубов, также опускания нужного количества воздуха.
Пациент не может выполнять действия, которые связаны с манипуляциями с мелкими предметами. Так, у таких детей наблюдается проблема с зашнуровыванием ботинок или застегиванием пуговиц на одежде. Всё это приводит к тому, что человек, страдающий патологией, не может самостоятельно себя обслуживать.
Присутствует проблема и с совершением других движений. Пациент не может сохранять равновесие, когда двигается по бревну или прыгает на одной ноге

Такой ребёнок не ощущает ритм во время танца.
Наблюдается проблема с концентрацией и вниманием. Ребёнку трудно на чём-либо сосредоточиться

Он не может понять грамматических особенностей языка. Пациент путает единственное число с множественным. Он не различает падежи и неправильно произносит окончания слов. Словарный запас ребенка очень ограничен.

В случае развития этой разновидности заболевания, ребёнок хорошо понимает речь, обращенную к нему. Однако пациентам трудно запомнить нужную последовательность звуков и воспроизвести их. В зависимости от сложности патологии, ребенок может не разговаривать до 5-10 лет. Если лечение отсутствует, болезнь может прогрессировать.

Речь младенцев с алалией первой ступени совершенно непонятна обычному слушателю, например, «ба» означает, что чашка упала. Чтобы понять высказывания ребенка, необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жесты и мимику. Часто дети с этой патологией не могут выразить свои чувства с помощью слов, чтобы указать, что ему нужно.

Второй этап развития речи характеризуется появлением способности выражать в более понятной для окружающей среды форме некоторые наблюдения, например, «татья кутил сяк», что означает: «папа купил мяч».

Дети с третьей стадией развития речи используют более подробные фразы, содержащие лексические и грамматические ошибки. Особенностью этой формы алалии является понимание детьми речи, обращенной к ним. Они могут выбрать желаемую картинку с объектом или живым существом, которую родитель просит показать. Больные дети понимают только лексическое значение слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.

В связи с адекватным реагированием детей на призывы взрослых, выполнением простых инструкций существует опасность пропустить и запустить заболевание. Ведь родители считают, что когда их ребенок все понимает, но не говорит, то ему просто лень.

Диагностика двигательной формы алалии основана на работе с ребенком при выявлении его речевого потенциала. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Исследования слуховых и интеллектуальных способностей ребенка также проводятся.

Моторная алалия у детей, ее прогноз зависит от своевременности постановки диагноза, степени тяжести болезни

Коррекция алалии направлена, прежде всего, на развитие механизмов речевой деятельности, создание речевой базы у ребенка, которая в дальнейшем позволит спонтанно развиваться и формировать речь.  На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию у ребенка знаний об окружающей среде в соответствии с его возрастом

Формы заболевания

Условно различают две основные формы этой болезни:

  1. сенсорная алалия: ребенок не понимает речь, хотя может произносить слова;
  2. моторная алалия: у пациента речь отсутствует, однако он может понимать смысл речи.

При наблюдении заболевания смешанного типа присутствуют признаки обоих типов алалии. Это форма считается наиболее тяжелой — сенсомоторной.

Сенсомоторная алалия у ребенка характеризуется изолированными нарушениями в работе трех важных центров головного мозга:

  1. Центра ассоциаций. С его помощью человек может строить предложения и отдельные словосочетания.
  2. Центр Вернике. Отвечает за сенсорную зону.
  3. Центр Брока. Отвечает за речь (моторную зону).

Первые симптомы нарушения обычно видны сразу после рождения и развиваются еще в период внутриутробного созревания плода. Часто диагноз Сенсорная/моторная или Сенсомоторная алалия ставится как основной диагноз при различных степенях задержек речевого и/или психоречевого развития. Это не совсем верно так: отсутствие речи или понимания речи — это всего лишь один из симптомов задержек развития. Заподозрить алалию у ребенка может участковый педиатр или такие профильные специалисты как психолог или невролог. Пациент, имеющий тяжелую сенсомоторную форму этого заболевания, страдает задержкой развития речи. В грудном возрасте такой младенец может не произносить отдельных звуков — полностью отсутствует детский лепет или гуление. По мере взросления наблюдается отсутствие речи: ребенок не говорит отдельных фраз, не пытается произносить слова.

В зависимости от степени выраженности различают разные формы сенсомоторной алалии:

  • легкая — характеризуется наличием проблем в речевом развитии, но они небольшие;
  • тяжелая — при этой форме ребенок может не говорить вплоть до 12-ти лет.

Позднее формирование речи, трудности в говорении, небольшой словарный запас — все эти характеристики в той или иной степени могут свидетельствовать о наличии сенсомоторной алалии. Дети, страдающие смешанной формой этого заболевания, нередко начинают общаться при помощи мимики и жестов. Им тяжело воспринимать звуки на слух и любые шумы извне, поскольку обращенные к ним слова они понять не способны. Однако следует понимать, что слух при алалии не нарушается. А, значит, можно при правильной коррекции избежать снижения интеллекта в перспективе.

Симптомы сенсомоторной алалии могут быть при таких нарушениях, как РАС, аутизм, задержки речевого и психоречевого развития, тогда симптоматика сочетается со следующими симптомами:

  • стремление привязываться к отдельным предметам или вещам;
  • избегание контакта с окружающими людьми;
  • пугливость, боязнь чрезмерно громких звуков;
  • плач без видимых внешних причин;
  • повторение одних и тех же движений в навязчивой форме.

Крайне важно правильно провести диагностику, чтобы не путать симптомокомплекс расстройства аутистического спектра с тяжелой формой смешанной алалии, так как тактика лечения и педагогической коррекции будут отличаться

Причины алалии

Причины, которые приводят к возникновению алалии, весьма многообразны. В конкретные периоды раннего онтогенеза они могут быть разными. В антенатальном периоде органическое поражение речевых центров головного мозга может вызываться гипоксией плода, внутриутробным инфицированием, угрозой самопроизвольного прерывания беременности, хроническими соматическими заболеваниями беременной.

Отягощенное течение беременности может приводить к осложнениям во время родов и возникновению перинатальной патологии. Алалия может стать следствием преждевременных, затяжных или скоротечных родов, асфиксии новорожденного, применения акушерских инструментов.

Среди этиопатогенетических факторов алалии, оказывающих воздействие на малыша в первые годы жизни, выделяют менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, соматические заболевания, которые приводят к истощению ЦНС. Исследователи отмечают и наследственную предрасположенность к алалии. Факторами, усугубляющими действие тех или иных причин алалии, являются частые заболевания ребенка в первые годы жизни, проводимые под общим наркозом операции, неблагоприятные социальные условия. Обычно в анамнезе маленьких пациентов с алалией прослеживается воздействие целого комплекса факторов.

Органические повреждения головного мозга приводят к замедлению созревания нервных клеток. Результатом является снижение возбудимости нейронов, инертность нервных процессов и функциональная истощаемость клеток мозга. При алалии органические поражения коры головного мозга носят слабо выраженный, но множественный характер, поэтому возможности самостоятельного речевого развития весьма ограничены.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от возраста, когда диагностируется сенсомоторная алалия у детей и сроков начала терапии. Если диагноз ставят в дошкольном возрасте, малыш получает адекватное лечение, регулярно занимается с логопедом, психологом, то удается остановить прогрессирование заболевания и научить пациента навыкам общения. Артикуляция нормализуется. В последующем он социализируется, может обучаться в обычной школе.

Очень важно участие родителей в коррекции сенсомоторной алалии и понимание ими сложности ситуации. К сожалению, сами по себе такие нарушения не проходят

Для хорошего результата необходимы терпение, желание и усилия со стороны как родителей, так и малыша. Старайтесь мотивировать кроху, поощряйте, хвалите за успехи. Придерживайтесь рекомендаций вашего логопеда.

Если вы запустите сенсомоторную алалию, то возможно присоединение заикания, задержки умственного развития, нервного тика. Это усугубит и без того сложный прогноз и негативно повлияет на будущую жизнь ребенка.

Профилактика заключается в четком планировании беременности. Будущей маме следует сбалансированно питаться, достаточно отдыхать, регулярно наблюдаться у врача. Во время родов и первые годы жизни крохи следует внимательно следить за его развитием, не допускать травм и своевременно лечить инфекционные и другие заболевания.

Если обнаружите симптомы сенсомоторной алалии, обратитесь к специалистам, чтобы вам провели обследование и выявили причину такого состояния.

Клиническая картина

Наблюдаются алалия различной степени: от легких нарушений речи до тяжелых, когда ребенок не говорит до 10—12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речь ограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарной аграмматичной речи. Различают моторную алалию, развивающуюся при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока), и сенсорную алалию, возникающую при поражении височной области левого полушария (центр Вернике). Это деление условно, так как при моторной алалии нередко наблюдаются и сенсорные, семантические нарушения. Может быть тотальная алалия, при которой нарушаются моторные и сенсорные компоненты речи. У детей могут быть и семантические расстройства речи, когда при сохранности понимания обиходной речи нарушено понимание значения более сложных слов. Иногда у детей с алалией наблюдаются невротические реакции на имеющийся дефект речи

Отмечается быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность, вторичная задержка психического развития.

Моторная алалия характеризуется нарушением экспрессивной речи при достаточной сохранности ее понимания.

В норме у ребенка вначале развивается лепетная речь при отчетливо выраженной мимике и жестикуляции

Отсутствие лепета в возрасте старше года должно привлечь серьезное внимание родителей и персонала детских учреждений. При отсутствии речи до 2,5—3 лет можно предполагать, что у ребенка алалия

Дети с моторной алалией отличаются речевой инактивностью; даже обладая определенными речевыми возможностями, они отказываются говорить, проявляя своеобразный речевой негативизм. Овладев артикуляцией речи, ребенок с алалией испытывает трудности в произнесении звукосочетаний, у него наблюдаются перемещения фонем, персеверации (повторение одного какого-либо звука или слова), упрощения. Так, вместо «ау» он произносит «уа» или «уу», вместо «ауо» — «ао». У ребенка с алалией наблюдаются слоговые парафразии: «ломоток» вместо «молоток» и тому подобное.

С началом фразовой речи выявляются аграмматизмы, которые с накоплением словарного запаса увеличиваются в противоположность их уменьшению у нормально развивающегося ребенка. Аграмматизмы у детей с алалией стойки и выражаются не только в неправильных падежных окончаниях, окончаниях по родам и числам, не только в употреблении глаголов в неопределенной форме и имен существительных в именительном падеже, но и в отсутствии предлогов, союзов, наречий. Нарушения моторной функции речи у ребенка отражаются и на ее понимании.

В процессе обучения ребенка с алалией в его речи постепенно появляются предлоги, союзы, становится доступной формулировка отдельных коротких мыслей; однако сохраняется недостаточная речевая активность, ребенок с алалией (в сравнении со здоровым ребенком такого же возраста) затрудняется в словесной формулировке виденного и в пересказе прочитанного. Письмо ребенка отражает весь путь его речевого развития: оно аграмматично, изобилует буквенными, слоговыми и словесными парафазиями.

Иногда у детей с моторной алалией в разные сроки развития речи, особенно при переходе к фразовой речи, отсутствует плавность речи, появляется заикание. Большей частью это наблюдается при патологических процессах в левой премоторной области. Таких детей необходимо обучать плавности речи, мелодичности, разнообразию интонаций.

Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания ребенком речи при сохранности элементарных слуховых восприятий. У детей с сенсорной алалией наблюдается крайняя лабильность слухового внимания и нарушения фонематического слуха. Случаи изолированной сенсорной алалии редки. В противоположность детям с моторной алалией, больные сенсорной алалией проявляют значительную речевую активность даже в период лепетной речи. Нередко у них развивается возможность повторения чужой речи еще без понимания повторяемых слов, что является прогностически благоприятным признаком.

Способы диагностики алалии

Комплексное обследование ребенка состоит из осмотра педиатра, логопеда, психолога, невролога, отоларинголога. При необходимости оценивают состояние здоровья матери в период беременности.

Для оценки состояния головного мозга применяют МРТ, ЭЭГ, эхоэнцефалографию. Методы безболезненны и не представляют опасности для ребенка. Обязательной является дифференциация сенсорной алалии с тугоухостью. Для этого проводят аудиометрию, отоскопию.

Задача диагностики состоит в определении характера и степени тяжести нарушений. Психолого-педагогическая экспертиза предоставляет заключение о познавательной сфере.

Диагностика сенсомоторной алалии

Чтобы своевременно выявить у ребенка сенсомоторную форму алалии, понадобится целый ряд обследований:

  1. МРТ головного мозга, позволяющее исследовать черепную коробку в трехмерном формате.
  2. Рентген головы, при помощи которого можно выявить травмы, опухоли или иные патологии мозга и черепа.
  3. Электроэнцефалография – один из инновационных методов исследований, позволяющий определить реакцию мозга на внешние раздражители и его электрическую активность.
  4. Эхоэнцефалография – УЗИ головы, при помощи которого можно выявить опухоли и другие аномалии в черепе.

Данные методы диагностики помогут выявить степень поражения мозга, и уже по результатам обследования назначить необходимое лечение.

Помимо этого, нужно будет посетить логопеда, психолога, отоларинголога, которые должны прийти к общему мнению и поставить окончательный диагноз.

Важно помнить, что алалия никак не влияет на интеллект и слух ребенка. Однако, чтобы исключить тугоухость, нужно будет сделать аудиометрию и отоскопию, которые назначит врач отоларинголог

Кроме функкциональных методов, для определения диагноза применяется дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии, которая проводится по условной таблице, включающей в себя оценку следующих критериев:

  • Восприятия и понимания речи;
  • Слухового восприятия;
  • Повторения звуков, слов и отдельных фраз;
  • Мимики и жестов при общении;
  • Коммуникативных навыков;
  • Динамику улучшения речи в целом.

Именно от правильности диагностирования заболевания зависит его дальнейшее лечение, поэтому обычно применяются все вышеперечисленные методы обследования.

Как корректируется смешанная алалия у детей

Помните, что это нервно-психическое заболевание корректируется только в индивидуальном порядке. Процесс лечение охватывает сразу несколько направлений:

  1. Медикаментозная терапия. Как правило, предполагает прием различных нутрицевтиков (витаминов и микроэлементов), ряда ноотропных препаратов, которые помогают активизировать работу мозговых центров.
  2. Логопедические занятия. Главная задача в работе с логопедом — постоянно тренировать речь, поставить правильно звуки ребенку, расширять его словарный запас. Продолжать такие занятия родители могут дома. В этом помогут специальные карточки, постоянный контакт с ребенком, активная поддержка со стороны значимых взрослых.
  3. Нейропсихологическая коррекция. Направлена на функциональное созревание центральной нервной системы.
  4. Физиотерапевтические процедуры. транскраниальная магнитная стимуляция, рефлексотерапия, массаж, остеопатия и пр. Процедуры можно проходить в центре реабилитации или в поликлинике по месту жительства.
  5. Работа с психологом.

Специалисты отмечают, что успех в лечении во многом обеспечивает создание для ребенка максимально комфортной принимающей домашней атмосферы и регулярное выполнение упражнений (не только в специализированных центрах, но и дома с родителями).

При тяжелой форме алалии возможно оформление инвалидности. В этом случае потребуется получение заключений от невролога и психиатра для прохождения комиссии.

Профилактикой сенсомоторной алалии являются:

  • своевременная постановка на учет в женскую консультацию по факту беременности;
  • ведение будущей мамой здорового образа жизни;
  • проведение необходимых анализов, которые помогут исключить наличие инфекций.

Ставим диагноз

Диагностику сенсорно-моторной алалии затрудняет зависимость поведения ребенка от обстановки. В незнакомом месте нарушения речи могут выглядеть как полное ее отсутствие, вплоть до отсутствия реакции на имя. Искажаются и другие симптомы. Поэтому для установления точного диагноза иногда требуется несколько визитов.

Первичный диагноз может заподозрить участковый терапевт, но для точной диагностики и разработки плана лечения необходимо три специалиста. Это оториноларинголог (а иногда и сурдолог), невролог, нейропсихолог и логопед

Они обращают внимание не только на уровень развития речи, но и на другие симптомы сенсомоторной алалии у детей:

  • повышенную импульсивность;
  • перепады настроения;
  • острая реакция на раздражители обычной силы (звук, свет);
  • нарушения координации;
  • неразвитость мелкой моторики;
  • расстройства памяти;
  • неусидчивость или заторможенность;
  • невротические явления — заикание, энурез;
  • расстройства сна;
  • нарушения аппетита.

При диагностике в первую очередь исключают нарушения слуха, затем — аутизм и другие болезни психики, задержку умственного развития. Затем определяются с типом алалии — сенсорным, моторным или смешанным. Диагностировать нарушения в работе речевых центров головного мозга может невролог, но чтобы точно установить конкретный тип заболевания, ему необходима помощь других специалистов.

Нередко встречается две болезни у одного пациента — сенсомоторная алалия с аутичными чертами; симптомы этих двух состояний порой схожи, но к характерным для алалии проблемы добавляются:

  1. стереотипные движения,
  2. узкий круг интересов,
  3. обедненная эмоциональная сфера,
  4. копирование речи окружающих и выраженная эхолалия,
  5. сложности с самообслуживанием.

В таких случаях крайне важно установить оба диагноза, определить степень их выраженности и подобрать терапию для ребенка

Методы диагностики и лечения алалии

Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматику алалии от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога, логопеда и психолога.

Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:

  • уровень понимания речи;
  • определение количества слов в словаре, включая все речевые проявления;
  • выявление возможностей речевого подражания;
  • выявление возможности употребления предлогов;
  • выявление состояния органов артикуляции и звукопроизношения;
  • определение максимального объёма употребляемых предложений;
  • исследование возможности изменения слов по числам.

Методика выполнения массажа

Логопеды-дефектологи используют различные подходы к развитию речи детей. Специальный массаж позволяет оказывать механическое воздействие на лицевые мышцы, что способствует развитию речевой функции.

Такие процедуры приводят к следующим положительным результатам:

  • насыщение клеток ткани полезными веществами;
  • укрепление мышц;
  • ускорение движения лимфы.

При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.

Последовательность массажных движений:

  • поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
  • аналогично гладятся глазные впадины;
  • по кругу гладятся щёчки;
  • затем массажируется межбровное пространство;
  • растирается нос, массажируется губа, язык.

Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.

С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.

Часто встречаю такую проблему, что ребенок отказывается сразу ложится на массаж у логопеда, вы как мама, можете помочь ему адаптироваться дома к этой процедуре. Например, делая ежедневно несложный массаж.

Коррекция и лечение алалии

Родители должны морально подготовиться, что лечить ребенка придется долго и тяжело. Коррекция должна быть комплексной и регулярной, она займет несколько лет. Без терапии алалия будет прогрессировать.

В коррекционных и логопедических центрах практикуют психолого-педагогические методы. Для восстановления структуры мозга требуется терапия медикаментами.

Логопед регулярно и поэтапно занимается с больным ребенком, стимулируя развитие устной речи. К следующему этапу переходит только после закрепления предыдущего.

Последовательность логопедических занятий при алалии:

  1. Стимуляция подражательной активности. Увеличение количества понимаемых слов. Обучение составлению аморфных слов (фрагментарных из детской речи).
  2. Получение навыка образования словоформ. Построение фраз из двух слов. Продолжение увеличения количества понимаемых понятий.
  3. Формирование грамматически верной фразы из 2-3 слов. Проговаривание слов из 3 слогов.
  4. Получение навыка простой связной речи. Работа над правильным проговариванием звуков. Построение фраз, в которых до 5 слов.
  5. Построение сложных многословных предложений. Обучение изменению слов.

Важное логопедическое мероприятие для лечения алалии – артикуляционный массаж. Ребенку легче даются основные коррекционные занятия, когда у него развита мускулатура органов артикуляции

Для массажа требуются логопедические зонды. Курс включает 8-10 сеансов.

Логопед может научить родителей проведению артикуляционного массажа в домашних условиях. Вместо логопедических зонтов используйте металлическую чайную ложку или пальцы. Все действия повторяйте 5 раз, перед каждым упражнением и после него поглаживайте лицо ребенка.

Массажные движения выполняйте в следующей очередности:

  • от центра лба к вискам;
  • на висках по движению стрелки;
  • вокруг век;
  • круговыми движениями на щеках;
  • между бровями;
  • нос, губы и язык.

Медикаментозная терапия – основная, ее цель – стимуляция восстановления корковых речевых центров. Применяют следующие препараты:

  1. Ноотропы. Стимулируют метаболизм в тканях головного мозга, делают нервные клетки более устойчивыми к вредным факторам. Детям наиболее часто назначают «Глицин», «Пирацетам».
  2. Антиоксиданты. Укрепляют нервные ткани, ускоряют их восстановление, повышают мозговую активность. Это «Токоферол», «Таксифолин».
  3. Препараты для улучшения циркуляции крови в мозге. Например, «Актовегин».

В действенности ноотропов и антиоксидантов при лечении алалии многие медицинские специалисты сомневаются. Зачастую улучшение речевых навыков связано с грамотной логопедической помощью и общеразвивающими занятиями, а его объясняют положительным действием вышеуказанных медикаментов. И уж точно улучшить речевые навыки ребенка не в силах витаминные комплексы и БАД.

При структурных патологиях коры головного мозга высокоэффективными оказываются физиотерапевтические мероприятия:

  • электрофорез;
  • магнитотерапия;
  • лазерная терапия;
  • дециметровая терапия;
  • иглорефлексотерапия;
  • электропунктура;
  • лечение водами.

Рассмотрим подробнее особенности логопедической терапии разных форм алалии.

Моторной

Поскольку патология системная, упражнения должны затрагивать все нюансы речевого развития. При моторном нарушении задачи логопеда:

  • стимулировать активность речи;
  • скорректировать произношение звуков;
  • развить связную фразовую речь;
  • расширить общий и повседневный словарь;
  • научить грамотному построению фраз.

Обязательные логопедические методы при моторной алалии – ритмика и массаж.

Сенсорной

При сенсорной форме алалии задачи логопеда:

  • сформировать грамматически правильную речь;
  • научить дифференциации фонем и неречевых звуков;
  • развить навык различения слов, соотнесения понятий с определенными объектами;
  • сформировать понимание словосочетаний и фраз.

При всех формах алалии при возможности не стоит затягивать с обучением ребенка письму и чтению, так ему будет легче закреплять логопедические навыки, следить за речью.

Смешанной

Поскольку смешанная форма алалии проявляется нарушением и понимания, и воспроизведения речи, то есть имеет наиболее тяжелую симптоматику, то терапия на нее почти не влияет. Несмотря на логопедические занятия и медикаментозное лечение, больной ребенок в психическом состоянии заметно отстает от сверстников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector