Аутизм у взрослых: симптомы, причины, лечение
Содержание:
- Симптомы аутизма у детей
- Работа и собственная квартира
- Лечение заболевания
- Диагностика аутизма у детей: основные этапы
- Реабилитация
- Люк Джексон: «Дружба и общение»
- Аутизм у взрослых
- Виды аутизма (синдромы)
- Симптомы аутизма у взрослого
- Речь, интеллект, мировосприятие
- Почему мальчики не болеют
- Симптомы аутизма можно разделить на три группы
Симптомы аутизма у детей
Приведенная выше
классификация позволяет определять тип аутизма и синдром, который имеет место в
каждом конкретном случае. Однако она не дает ответа на вопрос: «Что такое
аутизм у детей?». Для упрощения диагностики существует ряд симптомов, наличие
или отсутствие которых служит определяющим фактором при постановке диагноза
«аутизм». Поведенческие характеристики, которые присущи детям с расстройствами
психики самого разного возраста, помогают врачам определить вид заболевания, а
родственникам – заподозрить, что у ребенка проблемы с развитием, и не
затягивать с визитом к врачу.
Ранний детский аутизм
проявляется следующим образом:
1. Симптомы нарушения социальных навыков:
- отсутствие желания общаться и интереса к
сверстникам; - игнорирование присутствия и эмоций окружающих
людей; - отсутствие нормальной для раннего этапа
развития подражательной функции. Дети не копируют мимику родителей, не
улыбаются в ответ, не повторяют жесты взрослых или делают это неосознанно и без
связи с реальностью;дети не делятся своими проблемами и мыслями с
родителями.
2. Нарушения в развитии речевой и неречевой
коммуникации:
- отсутствие речи;отсутствие мимики и жестов;
- ребенок избегает зрительного контакта, не
улыбается собеседнику; - речь развита, но ребенок не общается с
окружающими, не отвечает им; - ребенок повторяет фразы или отдельные слова
(«граммофонная» или «попугайная» речь согласно классификации по Каннеру); - фонетические нарушения в речи, не связанные с
характерными проблемами при нормальном развитии. У аутистов проблемы с
интонациями, речь может быть монотонной или ритмически неправильной.
3. Нарушения в развитии воображения, что
становится причиной стереотипного поведения:
нервное поведение;
отчуждение;
ребенок любит играть один;
отсутствует интерес к придумыванию игр,
воображаемым событиям;
ребенок привязывается к одной игрушке или
предмету и не расстается с ним, стремится постоянно держать в руках;
ребенок сосредотачивает внимание на чем-то
одном.
Так проявляется аутизм
у детей до 1 года и в последующие два-три года жизни. При рассмотрении аутизма
у взрослых следует использовать другой перечень характерных признаков.
Работа и собственная квартира
Евгений Попов, сын:
— Аутизм — это когда свет слишком яркий, звук слишком громкий, тактильные ощущения слишком сильные, поэтому аутисты пытаются закрыться от мира. Я помню, что в детстве часто прокручивал одну и ту же мысль по много миллионов раз, часто неосознанную. Математика, шахматы, компьютерные игры — это тоже прием, как закрыться от мира. Там мир довольно упорядочен — формулы, множества, функции. Таким образом тренируешься это делать.
Я хожу на работу, работаю программистом. Ну, в принципе так я справляюсь. Если возникает какой-то вопрос, я создаю разные майнд-карты (mind map — способ фиксации процесса мышления, техника восприятия. — Прим. ред.) и пытаюсь с их помощью найти ответ.
Игорь Шпицберг, отец:
— К счастью, у меня сын-программист. Половина программистов выглядят совершенно обычно, а половина — немножечко странно, и Женя не очень выделяется. Выделяется, но не очень. Надеюсь, никто не обидится, программисты нас смотрят.
Евгений Попов, сын:
Святые аутисты. Детский врач о том, как жить с синдромом Аспергера и чем вдохновляться
— У меня есть мечта — хочу делать компьютерные игры. Но эта мечта звучит примерно так же, как «хочу стать писателем, космонавтом, режиссером».
— Ну нет, реальнее, чем космонавтом, — возражает Игорь.
— Ну хорошо, как писателем, то есть это довольно сложная вещь. Я пытаюсь в эту стезю направиться, но пока работаю обычным программистом.
Игорь Шпицберг, отец:
— Ну, непросто это все. Более-менее самостоятельно Женя начал жить лет 7–8 назад. В институте еще учился. Ну, как самостоятельно — в отдельной квартире. Понятно, что и бабушка, и все присматривали. Бабушка там недалеко живет, и была возможность присматривать за ним в быту, что называется.
Это тоже не было абсолютной самостоятельностью, просто он жил один. И если раньше в этой квартире кто-то ночевал, то теперь он один ночует.
И постепенно Женя становится все более самостоятельным. Сколько ты уже мест работы поменял, с десяток наверное? Больше. Ну больше, потому что не все складывалось, последнее время — тьфу-тьфу. Уже год на этой работе.
Сначала его на работу принимали, странности списывали на то, что он программист, а потом выяснялось, что в коммуникации большие сложности. Было трудно выполнять задания, трудно реагировать на команду руководителя. Понимать задания, да. Сейчас Женя переспросит, если непонятно, а было время, когда не переспрашивал.
Лечение заболевания
В России дефицит внимания у детей распространен, его лечение состоит из комплекса мероприятий и контролируется на всех этапах. Главным воздействием на пациента считается психотерапия, а также коррекция поведения путем педагогического контроля и нейропсихологического влияния.
В первую очередь доктор проводит беседу с родителями и ближайшим окружением пациента, разъясняет им особенности взаимодействия с больным. Перед родителями устанавливаются задачи, которые необходимо обязательно выполнять:
- Воспитание должно быть строгим. Не следует сюсюкать, жалеть ребенка, все ему разрешать. В противном случае чрезмерная опека и любовь усилит протекающие симптомы заболевания.
- Не требовать от ребенка выполнения действий, с которыми он не в силах справиться. Невозможность выполнения поставленных задач ведет к увеличению капризности, нервозности, недовольства собой и еще большему падению самооценки пациента.
Для медикаментозного лечения назначается комплексная терапия. Препараты подбираются на основании выявленных признаков в индивидуальном порядке. Для лечения синдрома дефицита внимания применяются следующие средства:
- Для центральной нервной системы вегетативного характера, ее стимулирования прописываются Пемолин, Декстроамфетамин или Метилфенидат;
- Рекомендуется применение трициклических антидепрессантов, таких как Амитриптилин, Имипрамин, Тиоридазин;
- Следует принимать таблетки ноотропного ряда: Семакс, Ноотропил, Фенибут, Церебролизин;
- Психостимуляторы: Дексметилфенидат, Дексамфетамин или Левамфетамин.
Дополнительно назначаются витамины, стимулирующие мозговую активность. Терапия осуществляется в низких дозировках, чтобы не спровоцировать развитие у несовершеннолетнего побочных явлений.
Дополнительно к медикаментозному воздействию можно применять физиотерапию и лечебный массаж. Процедуры этого комплекса направлены на устранения травм, полученных при рождении малыша. Это положительно влияет на мозговое кровообращение и давление внутри черепа.
Применяется перечень упражнений:
- Лечебная гимнастика проводится ежедневно, стимулирует укрепление мышечной ткани плечевого пояса и шеи;
- Массаж зоны воротника – должен проводиться до 3-х раз в год по 10 процедур ежедневно в течение 10-15 минут;
- Проводится физиотерапия с помощью инфракрасного излучения, способствующего прогреванию определенной зоны. Осуществляется по 10-15 сеансов не чаще 2-х раз в год.
Назначать комплекс мероприятий физиологического воздействия должен только лечащий врач. Обращение к неквалифицированному специалисту может стоить больному здоровья.
Гиперактивность можно устранить и без комплексного медикаментозного лечения. Можно воспользоваться народными средствами, пропить успокоительные травы, такие как шалфей, ромашка или календула.
Кроме этого, следует набраться терпения и уделять маленькому человеку больше внимания, выполняя следующие рекомендации:
Находить время на общение с ребенком;
Отдать малыша в развивающие кружки;
Со школьником следует вместе учить уроки, больше заниматься, воспитывать его усидчивость и внимание;
При гиперактивности требуется найти применение его непоседливости и энергии: отдать на танцы, бег или другие подвижные спортивные занятия;
Не проявлять агрессию, не ругать больного, демонстрировать больше спокойствия и сдержанности;
Поддерживать все начинания и увлечения своего ребенка
В этой ситуации важно не спутать вседозволенность и принятие маленького человека в качестве самостоятельного индивида.. При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат
Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия
Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача
При следовании этим правилам лечение ребенка будет постепенно приносить результат. Не стоит ожидать моментального прогресса, но не следует забрасывать занятия. Можно использовать в комплексе и таблетки, физиотерапию и зарядку, а также самостоятельно влиять на маленького пациента. Главное, не терять надежды и выполнять рекомендации лечащего врача.
Синдром дефицита внимания у детей проявляется разными симптомами. Если выявить заболевание на начальных стадиях, то его можно быстро излечить даже при отсутствии препаратов. В такой ситуации залогом для победы над заболеванием являются терпение и настойчивость родителей в воспитательных моментах.
Диагностика аутизма у детей: основные этапы
Центр «Доброе слово» – не клиника. Мы не ставим однозначный диагноз. Но если вы считаете, что у вашего ребенка – аутизм, обращайтесь к нам. Наши специалисты:
• проводят беседы с родителями;
• наблюдают за ребенком, изучают особенности его поведения, речи и навыков общения;
• при необходимости выдают направления в медицинские клиники, занимающиеся нейрообследованием и выявлением метаболических нарушений аутистического спектра.
Диагностика детского аутизма выполняется:
• руководителем Центра «Доброе слово»;
• куратором направления АВА-терапии;
• АВА-терапистами, проводящими специальное тестирование;
• нейропсихологами;
• специалистами московских клиник.
Первая консультация руководителя проводится для ознакомления с основной проблемой ребенка. Родителей при этом знакомят с работой Центра, им предлагается план мероприятий, позволяющих своевременно распознать ранний аутизм. Затем ребенка и семью консультируют специалисты в области АВА-терапии. Также осуществляется наблюдение за поведением, речью, общением ребенка. Консультацию проводят несколько специалистов: АВА-куратор и терапист, который в дальнейшем будет работать с ребенком.
Специалисты Центра «Доброе слово» анализируют поведение ребенка и определяют симптомы, которые могут свидетельствовать об аутистическом расстройстве. Как правило, о серьезных проблемах говорит наличие не менее шести симптомов, два из которых относятся к качественному нарушению социальных взаимодействий, а один описывает ограниченное и повторяющееся поведение.
Родители и специалисты сразу получают рекомендации и выявляют основное направление работы с ребенком. Нейропсихологи Центра «Доброе слово» по результатам всесторонней диагностики определяют не только очевидные проблемы развития и поведения, но и функциональные особенности развития отделов головного мозга. Благодаря сотрудничеству с ведущими клиниками в области исследования и лечения детей с аутизмом родители имеют возможность выяснить наличие нейровоспалительных и/или метаболических нарушений в развитии аутистического спектра ребенка.
Полная и всесторонняя диагностика раннего детского аутизма позволяет разработать наиболее эффективную программу коррекции. При этом уже на ранних этапах общения со специалистами Центра «Доброе слово» родителей знакомят с самыми известными, работающими методами и технологиями помощи детям с аутизмом.
Родители, которые обращаются в Центр «Доброе слово» за диагностической помощью, быстро получают ответы на вопрос, как выявить аутизм. Они сразу начинают помогать своему ребенку развиваться правильно, сокращая время на раздумья и поиск нужных методов и специалистов.
Каждый месяц проводится динамическая диагностика: специалисты коллегиально изучают достижения ребенка, анализируют изменения в поведении и развитии. Постоянный контроль дает возможность своевременно корректировать программы, направленные на решение проблем семей, которым требуется профессиональная помощь при раннем детском аутизме.
Реабилитация
Обычно аутические расстройства диагностируются еще в детстве, но бывает и иначе, когда клиническая картина стертая, пациент может жить до взрослого и даже зрелого возраста, не зная о своей психопатологической особенности. По статистике примерно трети аутистов с болезнью Аспергера никогда не ставился подобный диагноз.
Незнание болезни способствует серьезным проблемам во всех сферах жизни пациента от семьи и до профессиональной деятельности. К ним зачастую относятся как к странным, психически нездоровым людям или вовсе подвергают дискриминации. Поэтому такие больные стараются избегать общества, выбирая одинокую жизнь.
В специализированных учреждениях аутисты могут пройти реабилитацию, которая поможет сократить проявления тревожности, повысить внимание и концентрацию, нормализовать психофизическую форму и пр. Сюда можно отнести музыкальную терапию, гидротерапию, занятия с логопедом или театральный кружок
Чем раньше приступить к коррекции, тем выше будет социализация больного во взрослом возрасте. В спецшколах подростков совершенствуют в самообслуживании и самостоятельности действий, планировании своей деятельности, социальных умениях. Они занимаются по специальным программам вроде АВА, FLOOR TIME, RDI, система TEACH и пр.
В некоторых государствах даже практикуется создание специальных квартир, где больным будут помогать опекуны, но и самостоятельности при этом пациенты лишаться не будут. Если же недуг развился в полную силу, то за таким пациентом понадобится постоянный уход родственников, поскольку на самостоятельную жизнь они не способны.
Люк Джексон: «Дружба и общение»
теги:
личный опыт
Если вы, ребёнок с СА, хотите завести друзей и общаться, но не знаете как, тогда я посоветовал бы вам просто быть самим собой и попытаться вести себя дружелюбно, если это вообще возможно. Может быть, вы могли бы найти кого-то, кто кажется тоже немного одиночкой, и поговорить друг с другом. Не волнуйтесь слишком сильно и не смущайтесь, когда кто-то кидает на вас «странный» взгляд или «злой» (мне сказали, если кто-то делает противное лицо, он хочет показать, что ему не нравятся ваши поступки или даже просто ваше выражение лица (!); либо это знак того, что ты слишком много болтаешь). Это всё часть обучения.
Аутизм у взрослых
Симптоматика аутизма с возрастом не ослабевает и качество жизни человека с таким заболеванием зависит от уровня его навыков. Сложности с социальной адаптацией и другие характерные для этой болезни признаки провоцируют большие трудности во всех аспектах взрослой жизни аутиста.
Личная жизнь
Взаимоотношения с противоположным полом – сфера, которая вызывает большие сложности у аутистов. Романтические ухаживания несвойственны аутистам, так как они не видят в них смысла. Поцелуи воспринимаются ими как бесполезные движения, а объятия как попытка ограничить движение. При этом они могут испытывать сексуальное желание, но чаще всего остаются наедине со своими чувствами, так как они не взаимны.При отсутствии друзей много информации о романтических отношениях взрослые аутисты берут из фильмов. Мужчины, насмотревшись порнографических фильмов, пытаются применить на практике подобные знания, чем пугают и отталкивают партнерш. Женщины с аутистическими расстройствами больше информируются по сериалам и, по вине своей наивности, нередко становятся жертвами сексуального насилия.Согласно статистике, люди с расстройствами аутистического спектра намного реже остальных создают полноценные семьи. Следует отметить, что в последнее время возможности взрослого аутиста обустроить свою персональную жизнь значительно увеличились. С развитием интернета стали появляться различные специализированные форумы, на которых человек с диагнозом аутизм может найти себе пару с аналогичным расстройством. Информационные технологи, позволяющие устанавливать контакт методом переписки, способствуют тому, что многие аутисты знакомятся и развивают дружеские или личные отношения с себе подобными.
Профессиональная деятельность
Развитие компьютерных технологий значительно увеличило возможности для профессиональной самореализации аутистов. Одним из решений, которое пользуется популярностью, является удаленная работа. У многих пациентов с этим заболеванием уровень интеллекта позволяет справляться с задачами высокой степени сложности. Отсутствие необходимости покидать зону комфорта и взаимодействовать вживую с коллегами по работе позволяет взрослым аутистам не только работать, но и развиваться профессионально.Если навыки или обстоятельства не позволяют заниматься удаленной работой по интернету, то стандартные формы деятельности (работа в офисе, магазине, на заводе) вызывают у аутиста большие трудности. Чаще всего их профессиональные успехи значительно ниже их реальных способностей
Наибольшего успеха такие люди добиваются в тех сферах, где необходимо повышенное внимание к деталям
Жизненные условия
В зависимости от формы болезни некоторые взрослые аутисты могут вести самостоятельную жизнь в собственной квартире или доме. Если в детстве пациент проходил соответствующую коррекционную терапию, то повзрослев он может без посторонней помощи справляться с повседневными задачами. Но чаще всего взрослым аутистам необходима поддержка, которую они получают от своих родственников, близких людей, сотрудников медицинской или социальной службы. В зависимости от формы заболевания аутист может получать денежное пособие, информацию о котором следует получить в соответствующем органе.Во многих экономически развитых странах существуют дома для аутистов, где созданы специальные условия для их комфортного проживания. В большинстве случаев такие дома – это не только жилье, но и место работы. К примеру, в Люксембурге, жители таких домов делают открытки и сувениры, занимаются выращиванием овощей.
Социальные сообщества
Многие взрослые аутисты придерживаются мнения о том, что аутизм – это не болезнь, а уникальная жизненная концепция и поэтому не требует лечения. Для защиты своих прав и улучшения качества жизни аутисты объединяются в различные социальные группы. В 1996 году было сформировано сетевое сообщество, которое называлось НЖАС (Независимая жизнь в аутическом спектре). Основной целью организации было оказать взрослым аутистам эмоциональную поддержку и практическую помощь. Участники делились рассказами и жизненными советами, и для многих эта информация была очень ценной. Сегодня существует большое количество схожих сообществ в интернете.
Виды аутизма (синдромы)
Особенности клинического развития заболевания позволили выделить такие его разновидности, как:
- синдром Каннера (человек живет в полной изоляции от окружающего мира);
- синдром Аспергера (больные неконтактны, но с развитым логическим мышлением);
- синдром Ретта (встречается только у девочек: речь слаборазвита, отмечаются двигательные расстройства, умственное отставание);
- атипичный аутизм (манифестируется во взрослом возрасте при тяжелых поражениях головного мозга, характеризуется нарушениями речевой и двигательной активности).
Развитие аутизма у взрослого человека считается неблагоприятным признаком. Если вы заметили характерные изменения в поведении своих близких, следует незамедлительно обратиться к неврологу или психиатру.
Симптомы аутизма у взрослого
В том случае, если аутизм не развился в детстве, он может манифестироваться во взрослом возрасте, и нося, как правило, приобретенный характер. У взрослых, это расстройство, начинаясь незаметно, имеет тенденцию к быстрому прогрессированию и заканчивается стремительной социальной дезинтеграцией индивида. Отличительные признаки взрослого аутиста:
- ограниченность словарного запаса;
- скудность жестикуляции, мимики;
- речь без интонации;
- привязанность к определенным предметам и привычкам;
- равнодушие к окружающим;
- пренебрежение правилами поведения в обществе;
- неспособность обратится к кому-либо первым;
- невозможность построения дружеских или романтических отношений;
- спокойствие и уверенность в рутинной обстановке;
- испуганное состояние в непривычной обстановке;
- неосознание особенностей своего поведения.
Протекание аутизма в легкой форме, а это примерно треть случаев, позволяет больным сохранить высокий интеллектуальный уровень и основные навыки социальной адаптации, делающими возможным самостоятельное существование. В более же тяжелых случаях за больным требуется постоянное наблюдение.
Речь, интеллект, мировосприятие
У детей аутизмом нарушено восприятие общей картины мира. Они анализируют объект не в целом, а разделяют его на детали. Машинка им интересна не как вид транспорта, а только потому, что у нее движется колесо.
Для таких детей не свойственно стремление к познаванию мира, изучение свойств объекта, его назначения. Они выбирают для себя привлекательные элементы и следуют им. Познавательные вопросы «зачем, почему» запаздывают во времени.
Аутичных детей сложно заинтересовать игрушкой, но они фокусируются на сенсорных стимулах. Например, малыш настолько любит классическую музыку, что уже в год находит в стопке нужную пластинку и устанавливает ее в проигрыватель.
Однако поражает способность таких детей запоминать то, на что они, смотря со стороны, не обращают внимания, слышат то, к чему не прислушиваются, видят то, к чему не приглядываются. Когда впоследствии с ними удается наладить словесный контакт, дети повествуют о многих вещах, которые, как казалось, их не интересовали.
Что касается памяти, то она, можно сказать, избирательна. Они очень хорошо запоминают то, что для них значимо: обстановку в квартире, привычки в семье и т.п. Поэтому любое нарушение распорядка вызывает у них возмущение. Дети также хорошо запоминают события, вызвавшие у них чувство страха.
Особенностью маленьких аутистов является механическая память. Они превосходно запоминают стихи, воспроизводят сложные рисунки, песни.
Речь аутичных малышей также имеет свои особенности. В младенчестве для них не свойственно гуление и лепет. Они появляются очень поздно. Первые слова произносят в срок, но это не привычное «мама», а совершенно другие слова, которые не используются для прямого общения.
У многих малышей речь или очень скудная, с малым словарным запасом, или вообще практически не развита. Они мычат, чмокают, разговаривают на каком-то своем языке. Слова бессвязны, могут использовать вырванные выражения из просмотренных мультиков.
Наблюдаются эхолалии – повторение обращенных к аутисту слов. Порой повторяются очень сложные выражения, но чисто автоматически, без понимания смысла. Наблюдается реверсия местоимений, когда малыша с РАС спрашивают, как тебя зовут, он отвечает: «Тебя зовут Петя».
Смысл речи аутистичного малыша понятен только близким людям, так как он оперирует отвлеченными понятиями. Например, когда мама сердится, отвечает ей: «Смилуйся, государыня».
Даже если речь малыша достаточно хорошо развита, а его словарный запас очень богатый, он все равно неспособен к диалогу. Говорит только о том, что интересует его, в форме монолога, при этом страдает интонация высказываний.
Аутисты легко осваивают иностранные языки. Но, как замечают преподаватели, родной язык они также осваивают как зарубежный.
В целом, речь при РДА тоже отличается стереотипностью. Она часто непонятна для окружающих, так как выражает личные интересы ее носителя. Спонтанная речь, используемая при общении, плохо развита, дети лучше воспринимают косвенную, обращенную к другим. Они могут говорить чисто и без запинок, оперируя сложными выражениями, в форме монолога или эхолалий, но спотыкаются, путаются и говорят смазано при попытке начать диалог.
Почему мальчики не болеют
Учитывая, что мутирующий ген несет в себе Х-хромосома, то девочки в плане заболевания находятся в более «выигрышной» позиции. У них присутствует две Х-хромосомы. Поэтому если одна из них «бракованная», то вторая функционирует нормально. Это дает девочке хоть малый шанс на нормальное существование.
У мальчика Х-хромосома одна. Если она имеет мутационный ген, значит, выпадает из работы полностью, и ее нечем заменить. Такие малыши мужского пола, как правило, погибают еще внутриутробно, так и не родившись. Поэтому синдром Ретта у мальчиков встречается крайне редко.
Но, несмотря на такую особенность заболевания, очень редко, но все-таки мальчики с подобным синдромом выживают. Это может быть связано с тем, что не все гены в Х-хромосоме подвергаются мутации. Из-за этого заболевание развивается не столь остро.
Другая причина – наличие у мальчика синдрома Клайнфельтера. При этом наблюдается полисомия половых хромосом, то есть их набор составляет ХХУ. И, если одна Х-хромосома имеет патологический ген, то вторая может регулировать синтез белка и дарить мальчику возможность жизни. Получается такая же картина, как и у девочки.
Симптомы аутизма можно разделить на три группы
Нарушение в сфере социального взаимодействия:
- отсутствие интереса к другим людям
- отсутствие желания участвовать в какой-либо деятельности
- низкий уровень интереса
- отсутствие навыка копирования, как способа наследовать поведение значимых взрослых
- ребёнок может не замечать отсутствие или присутствие родителей
- отсутствие реакции при обращении к нему по имени
- отсутствие желания и интереса к каким либо играм основанным на взаимодействии
- проявление сопротивления при объятьях
- нарушения в сфере коммуникации
- избегание контакта “глаза в глаза”
- эхолалии — автоматическое повторение каких либо слов без обращения к кому-либо
- могут владеть богатым словарный запасов, но не используют его при общении и коммуникации
Нарушение в сфере коммуникации:
- аутизм характеризуется стереотипностью и ограниченностью поведения и реакций
- однообразие игр и интересов
- присутствием навязчивых движений
Проявление нарушений действий:
- продолжительное рассматривание какого-либо предмета в пространстве
- раскачивание на месте, бег по кругу, кружение вокруг своей оси
- отсутствие сюжета в играх на взаимодействие
- желание есть несъедобное
- хождение на цыпочках
- нарушение мелкой моторики, сложности в удержания предметов
- повышенное слюноотделение из-за сильно гипертонуса мышц
- неприятие нового и незнакомого
- неприятие прикосновений, объятий
- самоповреждение
- отсутствие ощущения опасности
- нарушение сна
- особенности пищевого поведение, сильная привязанность к определённом набору продуктов