Дети-аутисты: какими они бывают

Cкрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста

Пожалуйста, оцените, насколько приведенные ниже высказывания характеризуют Вашего  ребенка. Постарайтесь ответить на каждый вопрос.  Если данное поведение проявлялось редко (вы видели это всего один или два раза), отметьте,  что ребенку это не свойственно. Заполнение этого опросника и оценка его результатов займут у Вас не более десяти минут. Пожалуйста, внимательно прочитайте инструкции по заполнению и оценке результатов.

Этот тест представляет собой опросник, на каждый из вопросов нужно ответить«да» или«нет», обводя подходящий вариант. Заполните этот опросник, ориентируясь на то, как обычно себя ведет Ваш ребенок. Пожалуйста, постарайтесь ответить на каждый вопрос. Если то или иное поведение проявлялось редко(вы видели это всего один или два раза), отметьте, что ребенку это не свойственно.

В конце находятся инструкции по оценке результатов теста, после заполнения теста следуйте этим инструкциям.

Установление диагноза

Диагноз «расстройства аутистического спектра» устанавливается при выявлении в поведении  и развитии ребенка симптомов аутизма. Специалист, проводящий диагностику, наблюдает за ребенком, может играть или беседовать с ним. Он также расспрашивает близких ребенка о том, как ребенок ведет себя дома и об особенностях развития этого ребенка с рождения. Иногда специалисты могут просить родителей заполнить анкеты и опросники, а также проводить специальные диагностические интервью с родителями. Все это помогает в выявлении и уточнении симптомов аутизма. Но до сих пор не существует каких-либо инструментальных методов или анализов, позволяющих с вероятностью 100% установить или опровергнуть диагноз «аутизм»

В России диагноз РАС, как правило, ставит врач-психиатр, однако многие другие специалисты, занимающиеся детьми, могут либо сами обратить внимание родителей на симптомы аутизма, либо рекомендовать проведение обследования у психиатра. Наличие точного диагноза позволяет родителям претендовать на льготы, обеспечиваемые государством

Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.

Дополнительно при диагностике рассматриваются также часто встречающиеся при аутизме нарушения и проблемы поведения:

Перечисленные ниже симптомы указаны для ознакомления. Конечно же, не все они могут наблюдаться у ребенка с аутизмом одновременно, кроме того, часть симптомов встречается и у детей без аутизма.

Еще раз перечислим основные нарушения, характерные для аутизма, которые дают основания для постановки диагноза.

Помощь взрослым людям с РАС

«Слишком часто у нас пытаются лечить РАС таблетками. Это невозможно. Лекарства могут назначать людям с аутизмом для решения других проблем, которые встречаются у них так же, как и у всех остальных. Например, депрессия или тревожность. Но для РАС не существует медикаментозной терапии», — поясняет Юлия Азарова.

Однако существуют методы, которые помогают детям и взрослым справляться с симптомами аутизма и сопутствующими трудностями. Согласно клиническим рекомендациям по РАС, одобренным Минздравом 17 июля 2020 года, в комплексных программах помощи людям с аутизмом используют прикладной анализ поведения, поощрения и сбор информации. Именно они влияют на симптомы аутизма. Для помощи людям с РАС не рекомендуются методы, которые показывают себя как неэффективные для коррекции симптомов аутизма, а также потенциально опасные (например, холдинг-терапия) .

«Медитации и осознанность, предлагаемые некоторыми врачами, это не терапия аутизма. Такие методы не отличаются высоким уровнем доказанности. С тем же успехом можно говорить про пет-терапию: да, некоторым детям нравится проводить время с животными и они потом хорошо себя чувствуют. Но будет ли это терапией симптомов РАС? Нет. Так же и тут: медитация и осознанность — это хорошо, но это не помогает бороться с симптомами аутизма», — считает Юлия Азарова.

Некоторые люди, которым в детстве ставили диагноз РАС, перерастают его, достигая «оптимального исхода». Этот термин ввела Дебора Файн, профессор психологии Коннектикутского университета в Сторрсе. В 2013 году она проводила исследования с участием 34 человек с диагностированным аутизмом. В 2016 году ученые рассмотрели случаи оптимальных исходов РАС и сделали вывод, что говорить о потере диагноза можно только при условии ранней его постановки. Не меньшую роль играет своевременное интенсивное поведенческое вмешательство. Большая часть людей с аутизмом сохраняет симптомы, характерные для диагноза, и нуждается в терапии и поддержке на протяжении всей жизни .

Диагноз и прогнозы

Если ребенку диагностируют аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не излечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию. В этой ситуации от родителей зависит если не все, то почти все, а чтобы помощь была более эффективной, нужно учесть опыт тех, кто уже шел этим путем. Иногда родители не верят в то, что диагноз поставлен правильно, и посещают специалистов одного за другим.

Это их право, и подобное поведение, наверное, не лишено смысла. Ведь, как известно, «одна голова хорошо, две — лучше». Но нередко эти поиски приобретают хроническое течение и становятся самоцелью, утрачивая всякий смысл. Для такой категории родителей есть даже специальный термин — «родители-пилигримы». Что это: поиски чуда? Вытеснение трудной ситуации? Так или иначе, но время, когда правильное воспитание и обучение могут дать существенные результаты, уходит.

В других случаях родители делают вид, что проблемы не существует. А нарушения общения, речевые проблемы и стереотипы в поведении объясняют проявлениями индивидуальных особенностей характера. Однако, если ничего не делать, то с возрастом милые причуды малыша станут уже нелепыми и неадекватными. А вот изменить что-то станет намного труднее, если вообще возможно. Вполне естественно, что в первую очередь родителей волнуют прогнозы: что будет с ребенком, сможет ли он учиться в школе, сможет ли создать семью и даже будет ли водить машину?

Но аутизм чаще всего выявляют в 3-5 лет, и в этом возрасте гарантировать что-либо самонадеянно, преждевременно и непрофессионально. Течение аутизма у детей может оказаться самым различным, и грамотный специалист никогда не станет говорить о долговременном прогнозе ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Такого ребенка нужно наблюдать, работать с ним, а пока терпение и еще раз терпение. Вместе с тем (не в качестве прогноза, а из опыта) можно попытаться ответить на два вопроса: о социальном статусе детей с аутизмом и о возможностях семейной жизни.

Нетрудно догадаться, что очень много зависит от выраженности расстройств. В наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации к условиям жизни в семье (умение умыться, одеться, приготовить пищу, убрать в квартире), и иногда это становится не менее сложной задачей, чем подготовка ребенка к школе. Дело не только в том, что в наиболее тяжелых случаях вопрос обучения в традиционном для всех смысле может и не возникнуть.

Неравномерность общего развития при аутизме и неправильный подход к воспитанию нередко делают из такого ребенка своеобразную «умную ненужность»: школьную программу он, хотя бы формально, усваивает, но не может ни пойти куда-нибудь самостоятельно, ни приготовить себе поесть, потому что ни одна из существующих школьных программ не подразумевает «обучения жизни».

Бывает, что обладатель школьного аттестата или даже вузовского диплома испытывает огромные затруднения с тем, как эти знания применить. С другой стороны, известно много случаев успешной социальной адаптации, когда люди с аутизмом добивались высокого социального и профессионального статуса.

Примером могут служить профессор ветеринарии Темпль Грандин (США), общественный деятель Ирис Юхансон (Швеция), писатель Донна Уильямс (Австралия). Многие бывшие воспитанники общества «Добро» тоже закончили вузы и успешно работают. Если говорить о создании семьи, то при легких формах аутизма это вполне реальная перспектива, и большинство детей от таких браков серьезными расстройствами психики не страдают.

Но риск возникновения аутизма в потомстве у них все-таки выше, чем в среднем для населения. Родители должны знать, что аутизм в значительной степени наследственно обусловлен. При тяжелых формах патологии, вне зависимости от успеха коррекционной работы, дети с аутизмом нуждаются в постоянной опеке, и создание семьи маловероятно.

Нарушения в сфере коммуникации

Нарушения коммуникации – также ведущий  симптом аутизма. Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут  не использовать жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят чтобы взрослые что-то делали.

Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться. Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

Распространенность аутизма

Раньше аутизм считался редким расстройством, сейчас очевидно, что это не так. Когда специалисты научились определять и выявлять различные проявления нарушений при аутистических расстройствах, стало понятно, что аутистические расстройства есть примерно у каждого сотого

ребенка, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек. В настоящее время специалисты научились гораздо лучше выявлять аутизм, что привело к тому, что этот диагноз  стали ставить чаще, чем раньше. Но, возможно, дело не только в диагностике, и аутизмом действительно стало заболевать больше людей.

Ученые пытаются установить, на самом ли деле существует реальное увеличение заболеваемости аутизмом, и если оно есть, что является причинами роста этого заболевания во всем мире.

Диагностика аутизма у детей: основные этапы

Центр «Доброе слово» – не клиника. Мы не ставим однозначный диагноз. Но если вы считаете, что у вашего ребенка – аутизм, обращайтесь к нам. Наши специалисты:
• проводят беседы с родителями;
• наблюдают за ребенком, изучают особенности его поведения, речи и навыков общения;
• при необходимости выдают направления в медицинские клиники, занимающиеся нейрообследованием и выявлением метаболических нарушений аутистического спектра.
Диагностика детского аутизма выполняется:
• руководителем Центра «Доброе слово»;
• куратором направления АВА-терапии;
• АВА-терапистами, проводящими специальное тестирование;
• нейропсихологами;
• специалистами московских клиник.
Первая консультация руководителя проводится для ознакомления с основной проблемой ребенка. Родителей при этом знакомят с работой Центра, им предлагается план мероприятий, позволяющих своевременно распознать ранний аутизм. Затем ребенка и семью консультируют специалисты в области АВА-терапии. Также осуществляется наблюдение за поведением, речью, общением ребенка. Консультацию проводят несколько специалистов: АВА-куратор и терапист, который в дальнейшем будет работать с ребенком.
Специалисты Центра «Доброе слово» анализируют поведение ребенка и определяют симптомы, которые могут свидетельствовать об аутистическом расстройстве. Как правило, о серьезных проблемах говорит наличие не менее шести симптомов, два из которых относятся к качественному нарушению социальных взаимодействий, а один описывает ограниченное и повторяющееся поведение.
Родители и специалисты сразу получают рекомендации и выявляют основное направление работы с ребенком. Нейропсихологи Центра «Доброе слово» по результатам всесторонней диагностики определяют не только очевидные проблемы развития и поведения, но и функциональные особенности развития отделов головного мозга. Благодаря сотрудничеству с ведущими клиниками в области исследования и лечения детей с аутизмом родители имеют возможность выяснить наличие нейровоспалительных и/или метаболических нарушений в развитии аутистического спектра ребенка.
Полная и всесторонняя диагностика раннего детского аутизма позволяет разработать наиболее эффективную программу коррекции. При этом уже на ранних этапах общения со специалистами Центра «Доброе слово» родителей знакомят с самыми известными, работающими методами и технологиями помощи детям с аутизмом.
Родители, которые обращаются в Центр «Доброе слово» за диагностической помощью, быстро получают ответы на вопрос, как выявить аутизм. Они сразу начинают помогать своему ребенку развиваться правильно, сокращая время на раздумья и поиск нужных методов и специалистов.

Каждый месяц проводится динамическая диагностика: специалисты коллегиально изучают достижения ребенка, анализируют изменения в поведении и развитии. Постоянный контроль дает возможность своевременно корректировать программы, направленные на решение проблем семей, которым требуется профессиональная помощь при раннем детском аутизме.

Синдром Аспергера

  • Неустойчивый зрительный контакт. Ребенок старается не смотреть в глаза окружающим или же наоборот его взгляд слишком пристальный.
  • Необычная манера общения. Своеобразная интонация, безэмоциональная, монотонная, роботоподобная речь, слабая или неуместная жестикуляция, слабовыраженная мимика, непроизвольные звуки, смех.
  • Узкий и своеобразный круг интересов.
  • Нестандартное восприятие, понимание себя и окружающих.
  • Слаборазвитая эмпатия, малыш практически неспособен сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других людей, не испытывает привязанности к близким людям, но привязан к дому.
  • Неуклюжесть, угловатая моторика.
  • Часто малыш воспринимает все сказанное буквально, не понимая метафор и юмора.
  • Может испытывать специфические страхи.
  • Ребенок испытывает трудности при разделении главной и второстепенной информации, внимателен к деталям.
  • Импульсивность, отсутствие внутренней логики поведения.
  • Часто отдает предпочтение играм в одиночестве, командный дух отсутствует, близких друзей нет. Не понимает как вести себя в социуме.

Необычная манера речи (монотонная, безинтонационная). Слабовыраженная мимика, скудность жестов. Не понимает юмора и скрытого смысла, все воспринимает буквально. Аутист не считает необходимым смотреть в глаза собеседнику, при замечании может смотреть слишком пристально. Может казаться грубым и невоспитанным из-за отсутствия интуиции (во время беседы может отвернуться от собеседника и заняться своими делами, пригласить вас на ужин и не прийти и тд.)
Может долго и монотонно рассказывать о чем-то, не замечая, что обидел или утомляет собеседников, или внезапно развернуться и уйти, если ему что-то не нравится. Склонен фокусировать свое внимание на необычном хобби, увлечении или человеке. Потеряв интерес к предмету пристального внимания, он вмиг к нему охладевает и переключается на что-то другое. Может испытывать специфические страхи. Они часто неспособны понять, почему человек грустит или расстроен, не могут сопереживать, сочувствовать, думая об этом в одиночестве
При встрече не спрашивает, как у вас дела, и ничего не рассказывает о себе. Непоколебимость установившихся взглядов и решений, такого человека практически невозможно переубедить никакими доводами. Отсутствие гибкости

Даже малейшие изменения в графике, планах способны вывести аутиста из равновесия, экспромты способны вызвать сильнейшее психологическое напряжение. Для человека с синдромом Аспергера критически важно придерживаться установленных правил, структуры действий и привычной рутины, рабочий процесс должен быть структурирован и высокоорганизован. Нарушение заведенного порядка выбивает его из колеи, вызывает панику и аффективные реакции. Повышенная тактильная чувствительность

Такие люди избегают объятий, похлопываний, прикосновений. Исключением может быть лишь его партнер в отношениях. Также может наблюдаться гиперчувствительность к громким звукам, яркому свету, биркам на одежде и тд.

Коррекционная работа

Коррекционные методики и подходы могут быть самыми разными, в зависимости от конкретных ситуаций. Но некоторые общие принципы все же можно выделить. Прежде всего, между родителями и специалистами должно установиться доверие и взаимопонимание при достаточном уровне критичности. У мам и пап не должно быть сомнений в компетентности специалистов, которые работают с их ребенком, а специалисты должны быть уверены в искренности и открытости родителей.

В то же время, если возникают какие-то вопросы или опасения, их не следует держать в себе, нужно стремиться к полной ясности. Коррекция детского аутизма должна начинаться как можно раньше. До трех лет этот диагноз не ставят, но если есть какие-то подозрения, целесообразно отнести ребенка к группе риска и начинать диагностические занятия продолжительностью не менее одного-двух месяцев. Даже если диагноз не подтвердится, они ничего, кроме пользы, не принесут. Вот основные правила коррекционной работы:

Коррекция детского аутизма должна быть комплексной, и ведущее место отводится психолого-педагогической работе

Медикаментозное лечение во многих случаях целесообразно и даже необходимо, но к назначению различных препаратов (особенно стимулирующего характера) нужно подходить очень осторожно. Родителям нельзя вмешиваться в лечение ни при каких обстоятельствах: самостоятельное назначение или отмена каких-либо препаратов недопустимы.

Детям-аутистам трудно приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям

Поэтому организационные особенности в учреждении, которое посещает такой ребенок, и дома должны быть одинаковыми или, по крайней мере, близкими. В идеале весь уклад жизни в семье с больным малышом должен соответствовать задачам коррекционной работы: это включает единство принципов отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении.

Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем, именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.

Работа с малышом должна проходить в достаточном объеме. Когда в образно говорят, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки, имеют в виду не количество учебных часов, но «коррекцию всей жизнью». Это, прежде всего, касается структурирования пространства (четкая связь определенных видов деятельности с соответствующими участками учебных помещений) и времени (через систему подходящих по объему и форме расписаний).
Коррекционная работа, особенно на начальных этапах, строится на основе индивидуально разработанной программы, поэтому формальный перенос чужого опыта недопустим, его нужно использовать с осторожностью и творчески.

Ранний детский аутизм

У детей с диагнозом РДА ярко выражена социальная дезадаптация. Они живут в своем собственном мире и болезненно реагируют на чьи-либо попытки вторгнуться в него. Причем речь идет не только о сверстниках или незнакомых людях, но и о родителях. Есть предположение, что таким образом ребенок приспосабливается к окружающей действительности, которая кажется ему враждебной, чтобы выжить. Аутизм можно рассматривать как патологическую форму психической защиты.
Есть данные, что аутизм чаще встречается у детей с органическими поражениями ЦНС. Это подтверждает классификацию синдрома как формы задержки развития. Изучавшие проблему ученые неоднократно приходили к выводу, что болезнь может быть следствием недоразвития и нестабильности центральной нервной системы, когда организм включает механизм защиты.

Патогенез (что происходит?) во время Аутизма у детей:

Многие исследователи считают, что причиной аутизма является первичный дефект в одной неврологической системе или одной психологической функции. Но также есть мнение, что аутизм возникает по причине специфического сочетания структурных или функциональных аномалий.

Нейробиологические исследования не показали очагового дефицита – практические все части мозга были вовлечены, ни одна локализация не была систематически подтверждена.

У части детей с аутизмом аномальная большая окружность головы и большой мозг, потому предполагается, что важны распространенные аномалии неврологического развития – более чем очаговые.

Предполагалось, что причина аутизма у детей кроется в первичном психологическом дефиците, но попытки доказать это оказались мало успешными. Признание получили две теории. Первая считает, что первичный дефицит при аутизме – в «Теории Разума», т.е. в способности приписывать себе и другим независимые психические состояния для того, чтобы предсказывать и объяснять действия. Потому аутистам сложно представлять точку зрения другого человека (со всеми вытекающими моделями поведения и последствиями). Но им легко осваивать умения, для которых требуется механическое или поведенческое понимание предметов и людей.

Другая теория гласит, что первичный дефицит при аутизме – в исполнительной функции и такого рода проблемами с планированием и организационными навыками, которые приводят к низкой результативности в тестах «фронтальной доли».

Другие исследователи, которые разбирались в теме первичного психологического дефицита при аутизме, говорят о врожденном нарушении способности эмоционально подстраиваться к другим и нарушенной способности синтезировать разную информацию, делая из нее выводы и продуцируя свои идеи.

Но ни одна из названных теорий не объясняет повторяющееся и стереотипное поведение детей с аутизмом, а также низкий IQ, который характерен для большинства таких детей.

Что такое детский аутизм?

Детский аутизм – это многоликая, не до конца изученная болезнь. Ее можно охарактеризовать как нарушение, при котором у малыша возникает задержка психического развития, трудности с социальной адаптацией, речью и моторикой. Границы понятия «аутизм» размыты, не каждый врач может его диагностировать или дифференцировать от схожих нарушений, и, тем более, оказать помощь крохе.

Чтобы лучше понять, что это за заболевание, можно его представить как сочетание у маленького пациента трех трудностей с социальными – коммуникациями, воображением, взаимодействием.

Большинство семейных пар не готово к тому, что у них может родиться дитя с подобным диагнозом. Поэтому, когда появляются первые подозрения по поводу того, что малыш «не такой», родители в первую очередь пытаются понять, что стало причиной детского аутизма в их случае. Но конкретного ответа, к сожалению, обычно никто не получает.

Существуют несколько теорий, пытающихся объяснить, почему малыш рождается именно таким, но клинически они не подтверждены. Некоторые профессора уверены, что ответ кроется в генетике, наследственности, перенесенных во время беременности заболеваниях. Другие медики утверждают, что всему виной органическая недостаточность центральной нервной системы разной степени тяжести. В том числе, из-за перенесенных ребенком болезней, таких как энцефалит.

По какой бы причине не возникла болезнь, специальные занятия для детей с аутизмом могут кардинально изменить их поведение и мироощущение. Чем раньше начать лечение и реабилитацию, тем эффективней окажется помощь малышам с аутизмом.

Детей с «типичным» аутизмом не существует, ведь поведение и состояние больного может отличаться по степени выраженности. Но внимательные родители могут заметить патогномоничную симптоматику и у грудных детей.

«Красные флажки» аутизма

Часто еще до появления бросающих в глаза симптомов у ребенка могут быть особенности в поведении, указывающие на высокую вероятность наличия аутизма. Интенсивные исследования в области изучения развития детей с аутизмом позволили выявить симптомы, указывающие на высокий риск развития аутизма у маленьких детей. Эти симптомы иногда называют «красными флажками» аутизма.

Если вы отмeчаете указанные симптомы  у вашего ребенка, обратитесь к специалисту для диагностики аутизма.

  • Аутизм. Пособие для родителей, семей и друзей. Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста.
  • Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход»

Нейролептики

В мировой практике для лечения аутизма успешно применяется метод предполагающий использование нейролептиков (антипсихотиков). Основной точкой приложения нейролептиков является блокада дофаминовых рецепторов в головном мозге. На дисрегуляцию обмена дофамина при аутизме указывают многие исследования, хотя, возможно, дисфункция является более сложной, чем однозначная гипердофаминэргия, так как агонисты дофаминовых рецепторов (бромокриптин, амантадин) оказываются также эффективны при аутизме, действуя на моторную гиперактивность и дефицит внимания. Атипичные нейролептики, помимо блокады дофаминовых рецепторов, блокируют и серотониновые 5НТ2‑рецепторы ЦНС.

Самым распространенным нейролептиком, используемым у детей с РАС, является рисперидон. Препарат рекомендован ВОЗ докладом 19‑й экспертной комиссии по базовым препаратам (январь 2013 года) как антипсихотик, безопасный для снятия раздражительности и агрессии у детей с аутичными расстройствами. Этот атипичный нейролептик существенно снижает вызывающее поведение, гиперактивность, стереотипии. В ходе международных клинических исследований рисперидона¹ только у 30 % детей изначально отмечалось снижение уровня серотонина в ликворе, что косвенно может говорить о его дефиците и патогенетической эффективности блокаторов серотониновых 5НТ2‑рецепторов у данной группы пациентов.

Второй наиболее часто рекомендуемый при аутизме нейролептик — арипипразол, эффективность которого доказана в 52 % случаев аутизма. Он особенно предпочтителен при наличии противопоказаний или побочных эффектов при терапии рисперидоном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector